Древние цивилизации-3 Аполлон Бельведерский
Аполлон Бельведерский – мраморная статуя Аполлона, находящаяся в настоящее время в музее Ватикана. За несколько сотен лет римские папы собрали в этом музее огромную коллекцию классических скульптур и других выдающихся шедевров искусства. В музее насчитывается 70 тыс. работ, в нём работает 640 человек, и имеется 40 научных, реставрационных и административных отделов. Мраморный Аполлон является одним из самых примечательных творений античной эпохи.
Историческая справка
Во время правления Александра Македонского скульптор Леохар из Афин создал бронзовую скульптуру Аполлона. Это период между 350 и 325 гг. до н. э. При римском императоре Адриане, правившем в 117-138 годах, была воссоздана точная копия бронзовой скульптуры, но уже из мрамора. Прошли века, и бронзовый оригинал был безвозвратно утерян, а мраморную копию нашли в 1489 году на территории Анцио (административный район Италии) в 50 км от Рима. По другой версии скульптура была обнаружена в Гроттаферрате – это город в 20 км от Рима.
Уникальный шедевр античности увидел кардинал Джулиано делла Ровер – римский папа Юлий II c 1503 года. Именно он основал музей Ватикана, отведя под него несколько зданий. Одним из этих зданий стал Бельведерский дворец. Как раз в одном из двориков этого дворца в 1511 году и была установлена приглянувшаяся римскому папе скульптура. С тех пор уникальный шедевр античности стали называть Аполлон Бельведерский.
Статуя древнегреческого бога была найдена с отбитыми нижними частями рук. В 50-е годы XVI века скульптор Джованни Анджело Монторсоли восстановил их. В XVIII веке немецкий искусствовед и археолог Винкельман назвал статую лучшим примером древнегреческого искусства. Его поддержали Гёте, Шиллер, Байрон. При Наполеоне Аполлона перевезли в Париж после итальянской компании 1796 года и установили в Лувре. Там он находился весь период правления французского императора.
Вид на статую Аполлона Бельведерского сзади
После падения Наполеона статую в 1815 году вернули в Рим. Там она и пребывает по сей день. Но надо сказать, что XIX век стал для неё тяжёлым испытанием. Появились художественные критики, которые охарактеризовали античное творение, как крайне плохо и безвкусно исполненное. Многие удивлялись, почему им вообще восхищались в прежние века.
В XX веке ситуация не улучшилась: репутация мраморного Аполлона упала до точки полного пренебрежения. Искусствовед Кеннет Кларк заметил, что 400 лет статуя Аполлона Бельведерского была самой почитаемой в цивилизованном мире, и даже Наполеон украл её у Ватикана. А теперь она полностью забыта. Лишь автобусы привозят туристов, которые скуки ради фотографируют этот когда-то величайший шедевр античности. В XXI веке репутация античного бога несколько поднялась, но всё равно находится на очень низком уровне.
Описание Аполлона Бельведерского
Высота статуи равна 2,24 метра. Греческий бог Аполлон изображён в тот момент, когда выстрелил из лука. Голова слегка приподнята и повёрнута, взгляд устремлён вдаль. За спиной находится колчан для стрел. Именно его наличие и позволило сделать предположение, что левая рука держит лук. Тело обнажено, через плечи и левую руку перекинут плащ. Справа располагается ствол дерева, на который бог опирается правой рукой.
Волосы слегка скручены и «текут» локонами по шее. В верхней части головы волосы собраны в небольшой пучок, который был неизменным атрибутом внешности богов и царей. Ноги обуты в сандалии. Утверждается, что ствол дерева отсутствовал у бронзового оригинала. Это уже фантазия мастера, сделавшего мраморную копию во времена императора Андриана.
Существует множество копий Аполлона Бельведерского
Есть версии, в кого стрелял Аполлон Бельведерский. Предполагается, что он пустил стрелу либо в змея, охранявшего дельфийского оракула, либо в гигантского Тития, угрожавшего его матери Лето. Но подлинная задумка автора скульптуры, естественно, не известна, ведь создано уникальное творение было почти 2400 лет назад и до сих восхищает людей, несмотря на скептически настроенных искусствоведов.
Евгений Серов