Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Стивен Каллахэн – чудеса выживания

Кто такой Стивен Каллахэн? Если ответить кратко, то это отчаянный парень, не боящийся ни чёрта, ни дьявола. Если же говорить более официальным языком, то он писатель, архитектор, изобретатель и моряк в одном лице. Прославился тем, что в 1982 году в течение 76 дней дрейфовал в открытом океане на надувном плоту и выжил.

Этот человек проектировал и строил лодки и шлюпы. Очень хотел построить многофункциональную спасательную шлюпку. Чтобы она была складывающейся, с твёрдым дном, и плыла под парусом. Каллахэн утверждал, что такая лодка могла бы делать 2,5 узла в сутки даже при безветренной погоде. Подобную надувную лодку с твёрдым дном он запатентовал. Но в тот злополучный год столь удивительной и динамичной лодки у Стивена не было.

Стивен Каллахэн и его надувной плот

Хронология событий

Череда обычных событий, перешедших в трагические, началась в осенние дни 1981 года. Каллахэн на своём 6,5-метровом шлюпе «Наполеон Соло» отправился из Ньюпорта (СЩА) в Великобританию в рамках крейсерской регаты. Шлюп Стивен построил сам. Вместе с ним на судне находился Крис Латчем. И двое мужчин добрались до Пензанса (Великобритания), а затем до Ла-Корунья (Испания).

Дальнейший путь, опять же в рамках регаты, лежал на остров Антигуа (Карибское море). Но Крис Латчем сошёл с судна в Ла-Корунья, и Стивен остался один. Причиной распада пары стала плохая морская погода, повредившая «Наполеон Соло». Но Каллахэн очень быстро отремонтировал шлюп и продолжил путешествие в одиночку.

Он обогнул побережье Испании, Португалии и добрался до Канарских островов. Там он остановился на острове Иерро, запасся провизией, пресной водой и 29 января 1982 года устремился через Атлантику в Антигуа. Однако именно на начальном участке пути и разыгралась морская трагедия.

Начался шторм, продолжавшийся 7 дней. Опытный моряк мужественно боролся со стихией, но в ночь с 4 на 5 февраля шлюп столкнулся с неизвестным объектом. Впоследствии Стивен утверждал, что это был большой кит.

Стивен Каллахэн сидит в надувном плоту
Через много лет Стивен Каллахэн продемонстрировал, на каком плоту он дрейфовал в море 76 дней

После столкновения судно оказалось затопленным, но не пошло на дно, так как имело водонепроницаемые отсеки. Однако на борту оставаться было нельзя. Каллахэну пришлось пересаживаться на надувной спасательный плот с резиновым полом и тентом. Плот имел ширину около 2-х метров и был рассчитан на 6 человек. В это спасательное средство потерпевший крушение перенёс спальный мешок, навигационную карту, короткоствольное ружьё, солнечный опреснитель воды, продукты.

Когда 5 февраля рассвело, Стивен Каллахэн уже не увидел свой полузатопленный шлюп: океанские волны унесли его далеко в сторону. И человек начал дрейфовать в океане, отдавшись на волю Южного Пассатного течения. Плот был полностью неуправляемым, так как не имел ни паруса, ни вёсел. Надежда оставалась только на массы воды, двигающиеся с востока на запад. Они вместе с пассатом и гнали утлое судёнышко по бескрайним морским просторам в сторону Нового Света.

Стивен Каллахэн показывает, как нужно ловить рыбу
Стивен Каллахэн демонстрирует после спасения, как он ловил в океане рыбу с плота

Запасы еды были небольшими, поэтому они вскоре закончились. Потерпевшему кораблекрушение пришлось ловить морских лучепёрых рыб, а иногда удавалось поймать и птиц. Питьевую воду Стивен получал из опреснителя, а также пил дождевую воду. В среднем в день он получал до 500 мл пресной воды.

В целом нужно отметить, что та экосистема, в которой находился Каллахэн, тянулась на 3,3 тыс. км и обеспечивала человеку питание и воду. Правда, всё это было скудным, но позволяло выживать. У Стивена был радиомаяк, но он оказался неэффективным. Проходящие мимо корабли не заметили его вспышек. Всего таких судов было 9, и все они скрылись за линией горизонта.

Очень быстро мореплаватель понял, что может полагаться только на себя. Он занимался физическими упражнениями, ловил рыбу, добывал пресную воду, ремонтировал плот, надёжность которого компания-изготовитель гарантировала только на 40 дней. Он также сделал секстант из щепок и карандашей, чтобы на плоту была хоть какая-то навигация.

Стивен Каллахэн с рыбаками
Стивен Каллахэн (второй слева) и рыбаки, заметившие его плот возле острова Мари Галант

Однако путешествие нельзя было назвать однообразным и скучным. У потерпевшего кораблекрушение сломался гарпун после 40 дней пути, эпизодически появлялись акулы, один раз чуть не перевернувшие надувную лодку, повредилась одна из надувных камер, и её ремонт занял целую неделю. Иногда на море поднимались волны. Они могли легко опрокинуть кверху килем утлую посудину, но, к счастью, всё обошлось.

На 75 день пути океанское течение вынесло надувной плот к острову Мари Галант. Случилось это 20 апреля 1982 года. Мари Галант – это остров в Карибском море, в архипелаге Гваделупа. В то время на нём жило порядка 10 тыс. человек. Большая их часть занималась рыболовством. На следующий день именно рыбаки и заметили плот. Над ним кружили птицы, которых привлекла та экосистема, которая сложилась возле утлого судёнышка.

Заключение

Так, после 76 дней дрейфа, Стивен Каллахэн, проявив чудеса выживания, оказался на суше. Измождённого человека, потерявшего треть веса и покрытого язвами от морской воды, доставили в местный госпиталь. Потерпевшему оказали первую помощь, но уже вечером он покинул госпиталь. Пожил немного на острове, а затем автостопом, на лодках, добрался до США.

Этот моряк, писатель и изобретатель не оставил море и парусный спорт после перенесённых страданий. Он совершил десятки морских переходов, в том числе и через океан. Свой опыт Каллахэн отразил в мемуарах, а также значительно дополнил справочник о выживании в море. Туда он занёс ряд собственных рекомендаций, базирующихся на его уникальном путешествии на плоту. Разработал и запатентовал несколько средств спасения на водах.

Максим Шипунов