Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пароход «Султанша»

Деревянный колёсный пароход «Султанша» был построен в Цинциннати (штат Огайо, США) и спущен на воду в 1863 году. Совершал рейсы по реке Миссисипи от Сент-Луиса до Нового Орлеана. Это было большое речное судно с длиной 80 метров и шириной 13 метров. На нём имелось 3 палубы, а скорость хода доходила до 23 км/ч. Команда составляла 85 человек. На пароходе насчитывалось 276 кают и 400 палубных мест.

Пароход Султанша - макет
Макет парохода «Султанша»

В 1861-1865 годах на территории США шла гражданская война за отмену рабства. И корабль построили как раз в военное время. Такова была суровая необходимость, так как большинство речных судов во время боевых действий сожгли или повредили. Поэтому в 1863 году по Миссисипи курсировало лишь 2 пассажирских судна. Это было ничтожно мало, и «Султанша» стала третьим пароходом, перевозящим людей с юга на север и обратно.

Весной 1865 года военные действия закончились, и 9 апреля конфедераты капитулировали. Здравый смысл победил, и рабство приказало долго жить. В это же время находящиеся в плену военнослужащие начали возвращаться домой. В своё время много пленных захватили южане. Большую их часть содержали в Андерсонвилле и Кахабе (лагеря для военнопленных), а также в тюрьме города Мейсона.

Часть этих людей переправили в город Виксберг, где находился порт на реке Миссисипи. Именно к нему и причалил пароход «Султанша» 26 апреля 1865 года. Судно шло из Нового Орлеана на север, и капитан Джеймс Касс Мейсон получил приказ взять на борт 2239 бывших военнопленных. На тот момент на судне было занято около 70 кают, и общее количество людей достигло 2394. Это в 3 раза превысило расчётную величину. Но капитан не мог отказать тем, кто находился в плену около 2-х лет.

Судно отчалило от берега с пассажирами, которые пребывали в самом радужном настроении. Никто не обращал внимания на тесноту, так как все ехали домой и должны были скоро увидеть своих родных и близких. Казалось, что даже сама атмосфера вокруг парохода наполнилась счастьем и радостью.

А пароход тем временем шустро шёл по реке и поздним вечером 26 апреля пришвартовалось в Мемфисе. Там на него загрузили продовольствие и провели технический осмотр. Ближе к полуночи судно двинулось дальше по маршруту. На вахту заступил капитан, так как ночь выдалась пасмурной и тёмной. Впереди по ходу движения находилось много островов и отмелей, поэтому Мейсон сам встал за штурвал, чтобы избежать непредвиденных аварий.

Люди садятся на пароход Султаншу

В 2 часа ночи 27 апреля судно прошло мимо пристани Тэглеман и миновало один из островов. Находящиеся на судне люди, разместившись на палубах, в проходах, коридорах, погрузились в сон. Наступила тишина и ничто не предвещало трагедии.

В 2 часа 40 минут 27 апреля 1865 года на пароходе «Султанша» раздался мощный взрыв: разорвало один из котлов в машинном отделении. Одну из труб выбросило за борт, другая труба рухнула на верхнюю переднюю палубу, где спало множество людей. Сами палубы в центральной части корабля обрушились. Возник пожар; он почти мгновенно охватил всю центральную часть судна.

Второй котёл и паровая машина остались целыми после взрыва. Поэтому пароход, несмотря на серьёзные повреждения, продолжал двигаться вперёд. А ветер раздувал пламя, и оно очень быстро охватило весь корабль. Ситуация осложнилась тем, что в месте аварии Миссисипи имела в ширину 5 км, и до берегов было очень далеко.

Трагизм катастрофы заключался ещё в том, что в момент взрыва практически все пассажиры спали. Часть людей погибла мгновенно, так и не поняв, что произошло, а другие стали в панике метаться по горящему кораблю. Чтобы спастись от огня, они начали прыгать в воду и возникла полная неразбериха. На головы тех, кто уже оказался в воде, падали другие люди. Они причиняли травмы и себе, и тем, на кого упали. Многие при этом утонули.

Недалеко от загоревшегося парохода находился военный корабль «Эссекс». На нём услышали взрыв и увидели пламя. Моряки тут же спустили на воду шлюпки и поплыли к месту трагедии. Однако охваченное пламенем судно пришлось догонять, так как оно продолжало двигаться по реке против течения. Но вскоре стали попадаться барахтающиеся в воде люди. Их поднимали в шлюпки, но некоторые быстро умирали от переохлаждения.

Выживших попытались доставить в форт Пикеринг. Он находился у самого берега вниз по течению. Однако часовые форта открыли огонь по шлюпкам. В форте боялись партизан-южан, не признавших капитуляцию, поэтому часовым приказали стрелять во всех, кто будет приближаться со стороны реки. Лишь через несколько часов, когда уже рассвело, начальник форта разобрался в ситуации и приказал прекратить огонь.

После взрыва корабль ещё час держался на плаву. Только после того, когда огонь добрался до отсеков, находящихся ниже ватерлинии, пароход «Султанша» начал тонуть. При этом людей, плавающих возле гибнущего судна, затянуло под воду. Погибли и те, кто находился в воде вдалеке от места гибели корабля. Они погибли от переохлаждения или просто выбились из сил, так и не дождавшись помощи.

Гибель парохода Султанши

Количество погибших составило 1653. Спастись удалось 741 человеку. Но из этих спасённых почти 70 умерли, уже находясь в больнице, и количество погибших превысило 1720 человек. Эта трагедия вошла в историю как самая крупная катастрофа на реке в XIX веке.

Однако данное происшествие не привлекло должного внимания общественности и не осталось в памяти людей как, например, гибель «Титаника». Катастрофу затмили более значимые события. Это окончание гражданской войны и убийство Авраама Линкольна. Они также произошли в апреле 1865 года, и гибель парохода «Султанши» на этом фоне показалась незначительной.

Но почему взорвался котёл, что могло стать причиной? В то время политическая ситуация была очень напряжённой и неопределённой. После подписания капитуляции 9 апреля некоторые конфедераты ушли в подполье и продолжили борьбу с федеральным правительством.

В результате этого существует версия, утверждающая, что один из реакционно настроенных южан подложил бомбу в уголь, предназначавшийся для «Султанши». Бомба эта была замаскирована под кусок угля, поэтому не вызвала подозрения. И когда дошла очередь до этого куска, то он попал в топку, и котёл взорвался. Но это всего лишь версия, а прямых доказательств нет.

Максим Шипунов