Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пираты под покровительством монархов

После того как европейцы открыли Америку, в Старый Свет нескончаемой чередой потянулись корабли, нагруженные золотом, серебром, ценными товарами. Однако не все жители Европы дорвались до этой неисчерпаемой дармовщины. Тон здесь стали задавать такие страны как Испания и Португалия. Они являлись пионерами географических открытий, обладали по тем временам самыми лучшими кораблями и имели широкие познания в навигации.

И именно Испания с Португалией в 1494 году заключили Тордесильясский договор, поделив весь мир за пределами Европы на две зоны влияния. Испании досталась Америка, а Португалии небольшая часть северо-востока Южной Америки, Индия и Азия. Остальные европейские страны формально оказались не у дел.

Пиратская символика

Договор вызвал возмущение у Англии, Франции, Нидерландов. Эти сильные государства имели выход к морю и тоже претендовали на богатства новых земель. Однако они ничего не открыли и по логике не имели права пользоваться тем, что открыли испанские и португальские мореплаватели.

Однако испанцы и португальцы повели себя слишком самонадеянно. А другие морские державы решили, что раз нельзя открыто добывать золото на американских и индийских землях, то тогда нужно отбирать его у испанских и португальских моряков, везущих ценный груз в свои страны. Как отбирать? С помощью пиратов. И в океаны вышли английский, французские, нидерландские корабли с чёрными флагами.

После этого галеоны и каракки начали терять свой ценный груз. А часть мешков, набитых золотом, стала перекочёвывать в государственную казну той или иной страны, не причастной к договору, заключённому между Испанией и Португалией. Вполне естественно, что всё это делалось неофициально. На словах европейские монархи сурово осуждали морских разбойников, а наиболее зарвавшихся казнили.

И в то же время монархи тайно становились «пайщиками» «морских экспедиций», снаряжённых к дальним берегам. Первыми на испанские «золотые корабли» напали французские пираты в 1522 году. Но затем пальму первенства быстро перехватили англичане. Практически все их пираты находились под покровительством монархов, но подобное держалось в величайшем секрете.

Как английские корабли осуществляли разбойные набеги на испанские суда? Их пиратские субмарины маскировались под торговые. В Европе они брали на борт разный груз, очень нужный колонистам, осваивающим земли Нового Света. Это были сельскохозяйственные инструменты, ткани, верёвки, оружие, продукты питания. Всё это доставлялось по назначению и продавалось.

После честной торговли английские корабли уходили в океан и поднимали чёрные флаги. И с этой минуты они превращались в пиратские суда. В их задачу входило искать в море испанские галеоны, нагруженные золотом, и отбирать ценный товар. В результате к родным берегам они возвращались с двойной прибылью.

В то же время такой маскировкой в основном занимались англичане. Французы и голландцы чаще действовали более прямолинейно и открыто. Они сразу объявляли себя пиратами, плыли к берегам Нового Света и грабили те суда, которые заслуживали их внимания.

Со временем деятельность пиратов была легализована через систему каперских свидетельств. Каперы, которых в Англии называли приватирами, во Франции корсарами, а в Нидерландах флекселингами, грабили чужие корабли на вполне законных основаниях. Но вначале они атаковали суда лишь тех государств, с которыми их родные страны воевали. Однако по прошествии лет каперское право распространилось и на корабли, принадлежавшие нейтральным государствам.

Пираты захватывают корабль

Отсюда можно заключить, что раз пираты под покровительством монархов осуществляли свою деятельность, то их нельзя рассматривать как людей, стоящих вне закона. И, кстати, большинство корсаров с большой охотой шло на государственную службу, если, конечно, такая возможность предоставлялась. К примеру, знаменитого пирата Генри Моргана посвятили в рыцари и назначили вице-губернатором Ямайки. В этой должности он находился более 10 лет.

Конечно, в XVI-XVII веках общественность осуждала пиратство. Но монархи тайно его поощряли. Корсары были очень выгодны. Они помогали бороться с врагами на морях и весомо пополняли государственную казну. Это было актуально и для Англии, и для Франции, и для Голландии. Так французские короли брали 25% от всего награбленного их корсарами. Немало зарабатывала на своих флекселингах и Голландия.

Но пираты под покровительством монархов просуществовали по исторических меркам совсем недолго. А дело заключалось в стремительном развитии морской торговли. А поэтому корсары превратились в тормоз торгового оборота и стали невыгодны.

Самыми первыми перестали выдавать каперские патенты голландцы. Полный запрет на них датируется последним десятилетием XVII века. Англичане последовали их примеру в 1763 году, после окончания Семилетней войны. Дольше всех продержалась Франция. Её корсары бороздили моря до 1815 года.

Максим Шипунов