Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Гибель парохода «Лексингтон»

Колёсный пароход «Лексингтон» был построен на одной из верфей Нью-Йорка в 1835 году. После запуска в эксплуатацию начал курсировать между Нью-Йорком и Провиденсом (штат Род-Айленд) в качестве однодневного пассажирского судна. В 1837 году начал перевозить пассажиров из Нью-Йорка в Стонингтон (штат Коннектикут) и обратно. В следующем году у парохода поменялся владелец, но маршрут не изменился. Это судно считалось самым быстрым и комфортабельным в проливе Лонг-Айленд-Саунд.

В длину пароход достигал 63 метров. На нём были установлены самые эффективные для того времени котлы. Внутри лестницы, двери кают, обеденный зал, столовая, гостиная, салоны были отделаны тиковым деревом. В помещениях были установлены роскошная мебель, своеобразные светильники, висели бархатные шторы, подчёркивающие элегантность обстановки. Всё на судне указывало на достаток среднего американца. И люди охотно поднимались на палубу «Лексингтона», чтобы добраться из Нью-Йорка до Стонингтона, а там, сев на поезд, доехать до Бостона.

Пароход Лексингтон

Хронология гибели парохода «Лексингтон»

Всё шло прекрасно до 13 января 1840 года, когда произошла трагедия, вошедшая в историю как гибель парохода «Лексингтон». В тот злополучный день корабль отчалил от пирса «Ист-Ривер» в Манхэттене в 16 часов дня. На нём находилось 143 человека (пассажиры и экипаж), 150 тюков хлопка, 180 тыс. долларов в бумажных деньгах и 18 тыс. долларов в золотых и серебряных монетах. По расписанию судно должно было прибыть в Стонингтон утром следующего дня, за 2 часа до поезда, уходящего в Бостон.

Поездка обещала быть как всегда приятной и беззаботной. Присутствовала лишь маленькая нетипичная деталь. Капитан корабля, Джейкоб Вандербильт, заболел. Его заменил другой капитан, Джордж Чайлд. Но эта замена никак не должна была повлиять на путешествие вблизи восточного берега Северной Америки.

Всё шло нормально до 19 часов 30 минут, когда первый помощник капитана заметил, что вокруг дымовой трубы, возвышающейся над грузовой палубой, горит деревянный настил. В это время корабль находился у северной оконечности Лонг-Айленда, в 4 милях от Шеи Итона.

Капитану тут же было доложено о пожаре. Но тот, вместо того, чтобы отдать приказ немедленно начать тушить пожар, отправил людей в машинное отделение проверить котлы. Однако проход в машинное отделение был отделан деревянными панелями, и они горели. Поэтому члены команды не смогли добраться до котлов, и тогда поступила команда тушить пожар.

Для борьбы с огнём команда использовала вёдра и маленькую пожарную машину с ручной накачкой. Однако пожар разгорался, и очень скоро стало ясно, что потушить его нельзя. Нужно было спасать людей, и капитан приказал спускать на воду спасательные шлюпки.

В первую шлюпку посадили пассажиров и опустили маленькое судёнышко на воду. Но рядом на полной скорости вращалось гребное колесо. Его невозможно было остановить, так как до котлов экипаж добраться не смог. И судно, набитое людьми, затянуло под лопасти. На палубе, над шлюпкой, находился капитан корабля. Он пытался как-то помочь гибнущим людям, но сорвался, полетел вниз и погиб.

Две другие лодки стали опускать с кормы. Но верёвки, на которых опускали шлюпки, в спешке обрезали, когда судёнышки ещё не достигли водной поверхности. Поэтому они упали с высоты в воду и быстро затонули. В это же время первый помощник капитана Стивен Манчестер повернул корабль к берегу. Он надеялся врезаться в сушу и тем самым остановить судно. Однако механизм управления рулём прогорел, и пароход «Лексингтон» стал неуправляемым. Его отнесло от земли на северо-восток.

Пароход Лексингтон горит

Огонь тем временем полностью охватил грузовую и верхнюю палубы. На судне находился хлопковый груз в тюках. Люди стали бросать в воду тюки с хлопком, чтобы использовать их в качестве плотов. Спасаясь от огня, пассажиры и члены экипажа начали прыгать следом за тюками в холодную воду. Одни сумели забраться на своеобразные плоты, а другие не сумели. Последние быстро утонули от переохлаждения.

В 20 часов провалился вниз прогоревший центр главной палубы. Огонь полностью охватил корабль. Людям оставаться на нём уже было невозможно. Утонуло пылающее судно в 3 часа ночи. Так завершилась гибель парохода «Лексингтон». Из 143 людей, находившихся на борту, погибли 139 – выжили только четверо.

Выжившие люди

Выжили только члены экипажа. Среди них оказался Честер Хиллиард 24 лет. Вначале он участвовал в тушении пожара, а в 20 часов прыгнул в воду и уцепился за тюк с хлопком. Вместе с ним на тюке оказался ещё один член команды, который умер через 8 часов от переохлаждения. Хиллиарда спасли 14 января в 11 часов дня.

Спасся также первый помощник капитана Стивен Манчестер. Он с 30 пассажирами укрывался от огня в носовой части судна до полуночи. За это время был сделан самодельный плот. Но когда его спустили на воду, он быстро затонул. Манчестер перебрался на тюк с одним из пассажиров. Тот умер через 3 часа от переохлаждения, а помощника капитана спасли 14 января в полдень.

Судьба благоволила и к Чарльзу Смиту. Он входил в штат корабельной пожарной команды. Этот человек с 4-мя пассажирами уже ночью оказался в воде. Тонущие ухватились за плавающий кусок гребного колеса, но через несколько часов пассажиры умерли по причине переохлаждения. А вот пожарник продержался в январской воде до 14 часов следующего дня и был спасён.

Удалось спастись и второму помощнику Дэвиду Кроули. Целых 43 часа он дрейфовал в воде на тюке хлопка. В конце концов тюк прибило к берегу в 49 милях от места гибели парохода «Лексингтон». Качаясь от слабости, Кроули прошёл несколько миль до ближайших домов. Подойдя к одному из них, он постучал в дверь, упал на землю и потерял сознание. Жители дома вызвали врача. Тот осмотрел пострадавшего, и беднягу тут же увезли в больницу в Риверхеде. Дэвиду Кроули повезло: он выздоровел.

Спасшиеся после гибели парохода Лексингтон

Расследование трагедии

Вполне понятно, что гибель парохода «Лексингтон» наделала много шума. Было проведено расследование, закончившееся заседанием жюри. Оно огласило ряд серьёзных недостатков в конструкции корабля, которые и стали причиной пожара. Было отмечено, что котлы корабля были сконструированы для сжигания древесины. В 1839 году их переоборудовали под уголь. Однако технические изменения до конца не довели, а поэтому угля сжигалось больше, чем положено, что способствовало увеличению температуры в дымовой трубе.

Именно искра из перегретой трубы и подожгла деревянный настил грузовой палубы. Возникший огонь распространился на другие деревянные конструкции и тюки с хлопком, которые никак не были защищены от любого возгорания.

Жюри также посчитало ошибочными действия экипажа в экстремальной ситуации. Заметив пожар, команда кинулась в машинное отделение, в котором на тот момент люди отсутствовали. В результате этого было упущено драгоценное время, и огонь усилился до такой степени, что его уже не смогли потушить. А вот если бы команда начала сразу тушить огонь, то трагедии бы не случилась.

Резкое осуждение вызвали действия экипажа во время спуска спасательных шлюпок на воду. Все они затонули с людьми. Это указывало на крайний непрофессионализм команды. Также вызвало множество нареканий появление спасательного судна только в 11 часов 14 января. Во время трагедии в 5 милях от горящего парохода находилось судно «Улучшение». С него видели пожар на воде, но не пришли на помощь гибнущим людям.

Капитаном этого судна был Уильям Тиррелл. Своё бездействие он объяснил тем, что двигался по графику и боялся пропустить прилив. Такие слова вызвали волну бешенства у людей. Тиррелла затравили журналисты, и он вынужден был уйти с морской службы.

После гибели парохода «Лексингтон» не было принято никаких законов, направленных на повышение безопасности пассажиров. Лишь через 12 лет, когда на реке Гудзон сгорел очередной пароход с людьми, чиновники зашевелились и разработали новые правила безопасности для пассажирских судов.

Максим Шипунов