Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

«Ланкастрия»

Океанский лайнер «Ланкастрия» был верхом технического совершенства в первой половине XX века. Этот корабль, построенный для того, чтобы бороздить моря и океаны, имел в длину 176 метров, в ширину достигал 21 метр. Его скорость составляла 16,5 узлов. Конечно, по габаритам и скоростным характеристикам судно немного проигрывало тому же «Титанику», введённому в эксплуатацию в 1912 году. Но все мы помним, что случилось с этим кораблём.

На предельной скорости 23 узла (42 км/ч) он врезался в огромный айсберг. Случилось это в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в холодных северных водах Атлантики. Могучий корабль затонул, и на этом закончилась эра человеческой самоуверенности. Люди поняли, что они не всемогущи и у них никогда не хватит сил тягаться с природой. Поэтому следующие корабли стали делать более компактными, а максимум внимания начали уделять надёжности и безопасности.

Фотография Ланкастрии
«Ланкастрия» – океанский лайнер

Поэтому инженеры, строившие «Ланкастрию», не гнались за величием, но всё равно судно, с учётом его функций, получилось большим и комфортным. Построили его в Шотландии, на одной из верфей Глазго, и запустили в эксплуатацию летом 1920 года. Нужно сказать, что вначале судно назвали «Тиррения» и лишь в 1924 году переименовали в «Ланкастрию». Это очень плохая примета в среде моряков. Но первое название трудно выговаривалось, поэтому и решили придумать более приемлемое сочетание букв.

Вместимость океанского лайнера составляла 2200 пассажиров. Были предусмотрены 3 класса, то есть, практически, любой человек мог побаловать себя круизом на этом судне. Впрочем, в 1924 году самый низкооплачиваемый 3 класс убрали, чтобы увеличить рентабельность судна. А оно бороздило океанские воды, перевозя людей из Глазго в Квебек, из Ливерпуля в Нью-Йорк, и тем самым пополняло ряды эмигрантов, стремившихся в Новый Свет за лучшей долей.

В 1932 году «Ланкастрия» начала совершать круизные рейсы вдоль северного побережья Европы, а потом корабль переместили в Средиземное море, где он также перевозил людей, но уже по более тёплым и приветливым водам.

Всё шло прекрасно, но вмешались обстоятельства. В 1933 году к власти в Германии пришли фашисты, и международная обстановка накалилась. Этот накал вылился во Вторую мировую войну, и могучий красавец лайнер остался не у дел. Однако ему нашли применение. Военно-морские силы Великобритании реквизировали корабль у частной компании и сделали военным транспортным судном.

Солдаты на корабле во время эвакуации
Эвакуация солдат на корабле

В новом качестве корабль прекрасно проявил себя в конце мая – начале июня 1940 года во время эвакуации английских, французских и польских солдат из гавани Нарвик на севере Норвегии. В результате этого были спасены тысячи людей, которые могли попасть в плен к нацистам. Но военный век «Ланкастрии» оказался недолгим. Уж больно огромным и заметным был корабль. А в 1940 году фашистская Германия была очень сильна. Она ещё не вела военные действия с СССР, а поэтому могла держать в северных водах Атлантики большие силы.

В июне месяце того же 1940 года началась масштабная операция по эвакуации английских, французских и бельгийских войск, блокированных немецкими войсками на севере-западе Франции. И опять бывший круизный лайнер оказался незаменимым. Его направили к французским берегам, где корабль бросил якорь вблизи города Сен-Назер.

На судно с берега начали перевозить гражданских и военных людей. Как уже говорилось, корабль мог вместить 2200 пассажиров, но беженцы заполнили его под завязку. Только военнослужащих насчитывалось 4,5 тыс. Помимо них на борт попало много гражданских лиц. По самым скромным подсчётам на корабле находилось примерно 7 тыс. человек. Но называется также количество людей около 9 тыс. человек.

17 июня 1940 года капитан отвёл набитый людьми корабль подальше от порта, но не решился уходить в открытое море без кораблей сопровождения. «Ланкастрия» встала на рейд в 5 милях (8 км) от Сен-Назера, ожидая подмоги. И в это время в воздухе показались немецкие бомбардировщики. Огромный корабль с воздуха был виден как на ладони, и в него полетели бомбы.

В общей сложности более 10 бомб попало в океанский лайнер. В результате бомбёжки получили повреждения топливный отсек, котлы, серьёзные пробоины оказались на левом борту. Растерзанный огромный корабль начал всё быстрее и быстрее клониться на левый борт, а затем перевернулся кверху килем и затонул.

Ланкастрия тонет
Тонущая Ланкастрия после немецкой бомбёжки

В этой трагедии погибло огромное количество военных и гражданских лиц. Кого-то убило во время бомбёжки, а кто-то расстался с жизнью, когда судно пошло на дно. А те, кто оказался в воде, тоже попали не в лучшую ситуацию. Корабельное топливо растеклось по воде и загорелось. Вокруг всё пылало, и нигде не было спасения.

К месту катастрофы тут же поспешили мелкие военные суда, так как случилось всё не очень далеко от берега. Английские и французские военные спасли 2447 человек. А вот сколько погибло – до сих пор неизвестно. Называют разные цифры от 3 до 7 тыс. человек.

Надо отметить, что данную военную драму тут же засекретили. Но журналисты быстро обо всё узнали. О страшной катастрофе написали многие газеты, окрестив её великой морской трагедией. Так закончил свой век океанский лайнер «Ланкастрия». Его судьба и конец не были чем-то выдающимся, но дело в том, что на этом корабле людей погибло гораздо больше, чем на «Титанике» и на «Лузитании» вместе взятыми.

«Лузитания» по всем своим показателям ничем не уступала другим кораблям-гигантам, мода на которые появилась в начале XX века. Затонула она 7 мая 1915 года во время Первой мировой войны. При этом погибло 1198 человек. На «Титанике» погибло 1496 пассажиров. В сумме с «Лузитанией» это составляет 2694 человека. Данное число не идёт ни в какое сравнение с жертвами «Ланкастрии». На ней ушло из жизни гораздо больше людей, а поэтому данная морская катастрофа считается одной из крупнейших в мировой истории.

Максим Шипунов