Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Судьба японца с «Титаника»

Могучий морской лайнер «Титаник» врезался в айсберг и затонул ранним утром 15 апреля 1912 года. Это был его первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. В результате катастрофы погибло 1517 детей, женщин, мужчин. А среди тех, кто выжил, оказался японец Масабуми Хосоно. Нужно отметить, что он был единственным японским пассажиром на борту затонувшего корабля, и судьба оказалась благосклонной к японцу.

Судьба японца с Титаника
«Титаник» и японец Масабуми Хосоно

Спасся Хосоно благодаря тому, что успел сесть в спасательную шлюпку. И казалось бы, человек должен был безмерно радоваться счастливому стечению обстоятельств. Однако судьба японца с «Титаника» сложилась чрезвычайно печально и безрадостно.

Вначале судьба единственного японского пассажира привлекла мало внимания. Хосоно, прибыв в Нью-Йорк, тут же отправился в офис своей компании. Там ему помогли добраться до Сан-Франциско, чтобы он сел на корабль и уплыл в Японию. Местная американская газета назвала Масабуми «счастливым японским пассажиром».

Однако японец, не успев уехать из США, испытал на себе всю силу общественного осуждения. От него потребовали объяснить, почему он выжил, а огромное количество женщин и детей погибло.

На это Хосоно сказал, что сумел попасть на верхнюю палубу, при этом он испытывал чувство полного ужаса и отчаяния. Вокруг стоял страшный шум и взлетали осветительные ракеты. Масабуми почти смирился с неизбежностью, полагая, что у него нет иного пути, как утонуть вместе с кораблём.

Бедняга простился мысленно с любимой женой, детьми, оставшимися в Японии. А потом он увидел, как женщины и дети поднимаются на борт спасательной шлюпки №10. И офицер, сидящий в шлюпке, крикнул: «Есть ещё места на двоих». Хосоно увидел, как в шлюпку тут же прыгнул мужчина и, не задумываясь, последовал его примеру. Уже сидя в лодке, японец слышал крики тех, кто тонет. Дети рыдали о своих отцах, а женщины плакали о мужьях.

Такой искренний рассказ вызвал у американской общественности резкое осуждение. Масло в огонь подлил моряк Эдвард Були. Он был ответственным именно за лодку №10 и заявил, что Хосоно и другой мужчина могли попасть в лодку только замаскировавшись под женщин. Но такое утверждение не соответствовало действительности.

Но в США судьба японца с «Титаника» была ещё более-менее терпимой. А вот когда он вернулся в Японии, то его публично обозвали трусом и уволили с работы в министерстве транспорта. Хосоно обвинили в том, что он предал самурайский дух самопожертвования и своим трусливым поведением опозорил японцев в глазах всего мира. Он должен был погибнуть вместе с кораблём, а не спасаться. А в идеале должен был упасть на меч и умереть героем.

В японскую прессу постоянно приходили письма, призывавшие Хосоно покончить жизнь самоубийством. Но мужчина проявил благоразумия и не стал убивать себя. А через пару лет его вновь приняли на работу в министерство, так как он считался ценным специалистом. В этом министерстве Хосоно проработал вплоть до своей смерти в 1939 году. Он умер в возрасте 68 лет.

Некоторые считают, что позор Хосоно был исключительно японской реакцией, однако, аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании с Джозефом Исмэем. Этот человек был управляющим директором компании, которой принадлежал «Титаник», и поплыл на нём в Америку.

Исмэй пережил гибель корабля и, как и Масабуми Хосоно, подвергся жёсткой критике за побег с судна, на котором всё ещё находились женщины и дети. Он провёл остаток своей жизни, постоянно подвергаясь публичным унижениям. Ему постоянно тыкали в лицо обвинение – почему ты выжил. Нелегко существовать в подобной обстановке. Хотя Исмэй, конечно, заслужил большей критики, чем Хосоно.

Максим Шипунов