Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Морская трагедия экипажа «Эссекса»

Судно «Эссекс» относилось к китобойным. Оно было построено в 1799 году. Имело водоизмещение 238 тонн при длине корпуса 27 метров. На судне имелось 4 вельбота по 8 метров длиной каждый. Эти лодки были клинкерной постройки, то есть края досок перекрывали друг друга, а не плотно прилегали краями, что характерно для обшивки по карвелу. Клинкерные лодки обеспечивают более высокую скорость, но считаются менее надёжными, чем карвеловые.

Приписан «Эссекс» был к острову Нантакет (48 км от мыса Кейп-Код, Северная Америка, США, штат Массачусетс). И вот оттуда 12 августа 1819 года китобойный корабль отправился в свой очередной круиз, имея на борту команду в количестве 21 человека.

Макет Эссекса
Китобойное судно «Эссекс» – макет

На капитанском мостике стоял Джордж Поллард-младший. В свои 29 лет он считался самым молодым капитаном в китобойном промысле. Первым помощником у него был Оуэн Чейз. Этому моряку было всего 23 года. А самым юным был Томас Никерсон. В команде он числился юнгой, а его возраст составлял 14 лет.

В задачу капитана входило обогнуть Америку, через мыс Горн выйти в воды Тихого океана и заниматься ловлей китов у западного побережья материка. На данный рейс отводилось 2,5 года. Срок по меркам начала XIX века вполне нормальный. А поэтому разлука с семьями на столь длительный период членов команды ничуть не пугала.

Плавание

Надо сказать, что морская трагедия экипажа «Эссекса», с учётом суеверия моряков, была вполне прогнозируемая. Через 2-е суток после начала плавания налетел сильный ветер, и корабль попал в шторм. Стихия повредила вельботы и порвала прямой парус (брамсель). Можно было зайти в какой-нибудь порт и произвести ремонт, но молодой капитан посчитал повреждения несущественными и решил продолжить плавание.

Однако это очень плохая примета – в первые дни пути испытать на себе силу стихии. Умудрённые опытом морские волки зашли бы в порт, где есть церковь, и помолились. Но капитан был молод и самоуверен, к тому же он начитался разных книг прогрессивных философов, а поэтому ему и в голову не пришло совершить подобное.

Плавание продолжилось, и в январе 1820 года «Эссекс» достиг мыса Горн. Местечко, надо сказать, не очень хорошее. Постоянный и очень сильный западный ветер. Мощное течение, опять же направленное с запада на восток. Дождь, льющий в течение 10 месяцев. Создавалось впечатление, что природа делала всё, чтобы не пускать парусные корабли на запад.

Парусное судно в открытом море

Поэтому морякам приходилось уходить далеко на юг, за южную 50-ую широту, чтобы преодолеть сопротивление воды и воздуха и оказаться в Тихом океане. На всё про всё обычно уходила пара недель. Однако «Эссекс» преодолевал сложный путь в течение 5-ти недель. И опять же это можно рассмотреть как недоброе предзнаменование.

Но, оказавшись в Тихом океане, моряки быстро забыли о плохих приметах, так как занялись промыслом. Однако китов совсем не было. Экипаж разделился на 3 группы по 6 человек. У каждой группы была своя шлюпка. Они рыскали в отдалении от корабля, стремясь найти добычу. Судно при этом медленно двигалось на север. На нём часто оставалось всего 2 человека для безопасного управления кораблём такого класса.

Вскоре стало ясно, что воды истощены и китов в них нет. С других китобойных судов, попадавшихся по пути, шли сообщения, что совсем недавно было обнаружено огромное охотничье угодье. Воды в нём просто кишат китами, однако, плыть до него нужно в юго-западном направлении не менее 2,5 тыс. миль. Это 4600 км, как от Москвы до Красноярска. Расстояние огромное, к тому в этом охотничьем угодье много островов, населённых людоедами.

И всё же экипаж «Эссекса» решил направиться именно в эти далёкие воды. Людей можно было понять: ведь не могли же они вернуться обратно, не добыв ни одного кита. Поэтому судно поплыло к Галапагосским островам, чтобы запастись пресной водой, провизией, подремонтироваться, а уж затем преодолевать огромные водные расстояния.

Корабль бросил якорь возле острова Эспанола. Случилось это 8 октября 1820 года. И пока часть моряков занималась ремонтом, вторая часть команды ловила черепах. Галапагосские черепахи имеют большие размеры и вес от 45 до 370 кг. И их наловили три сотни. Затем, 22 октября, судно отправилось к острову Чарльз, где было добыто ещё около сотни черепах. Это была хорошая провизия для небольшой команды.

Но что примечательно, моряки не убили черепах и не завялили мясо. Они их бросили в трюм живыми, полагая, что бедные пресмыкающиеся могут прожить без еды и воды целый год. К тому же считалось, что черепашье мясо чрезвычайно вкусное и питательное. Однако черепахи во время плавания голодали, и многие из них умерли.

Кстати, один из членов экипажа по имени Генри Девитт дезертировал с судна на острове Эспанола. Он сел на корабль, плывущий в Панаму, и был таков. Таким образом, экипаж «Эссекса» уменьшился на одного матроса и стал насчитывать 20 человек.

На острове Чарльз рулевой по имени Томас Чаппел развёл костёр, но тот вышел из-под контроля, и сухая растительность заполыхала. Моряки еле-еле успели сесть на корабль, так как огонь очень быстро распространился по острову. За сутки вся буйная растительность и животный мир были уничтожена, и цветущий кусок земли в океане превратился в безжизненное пепелище на многие-многие годы.

Морская трагедия экипажа «Эссекса»

Как видно из вышесказанного, рабочий круиз китобойного судна всё время сопровождался какими-то инцидентами. Они не были значительными, но всё шло к тому, что череда мелких негативных случайностей должна была привести к какому-то страшному событию. И это событие произошло. В историю оно вошло как морская трагедия экипажа «Эссекса».

Корабль доплыл до богатых китами океанских вод. Вокруг на тысячи миль простиралась вода, а люди начали упорно искать добычу. Но шли дни, а могучих млекопитающих не было. Стало расти напряжение между капитаном и первым помощником. Они были офицерами, делали карьеру, и вернуться обратно без китов не могли. Остальные члены экипажа имели другие цели, сидели на жалованье, но тоже были заинтересованы в добыче. С каждого пойманного кита им полагалась хорошая денежная сумма, но пока им не светило ничего.

Моряки на лодках ищут китов в море

Повезло экипажу 16 ноября 1820 года. Большой кит, когда всплывал из глубины, ударился спиной о лодку, в которой находился первый помощник Оуэн Чейз. Лодка разлетелась в щепки, но это мало расстроило людей, так как команда поняла, что наконец-то появились киты.

Рано утром 18 ноября смотрящий, сидевший на мачте, увидел далеко в море фонтан. Судя по его размерам, кит был большой. Моряки попрыгали в лодки и помчались навстречу добыче.

Первой кита достигла лодка, в которой сидел первый помощник. Один из моряков бросил гарпун, и тот попал в могучее млекопитающее. Но животное начало сопротивляться, задело лодку, и в ней образовалась течь. Пришлось бросать уже почти пойманную добычу и срочно возвращаться на судно, чтобы не затонуть в открытом океане.

А в это время две другие лодки обнаружили с противоположной стороны корабля кашалота. Он был огромных размеров, не менее 25 метров в длину. Но такой гигант не испугал бывалых моряков. В одной из лодок находился сам капитан Джордж Поллард-младший. По его приказу один из моряков метнул гарпун, и огромная туша оказалась «на крючке». Последовал бросок гарпуна с другой лодки, и он тоже достиг цели.

Загарпуненный кашалот тянет за собой лодку с китобоями

Таким образом, огромную тушу морского животного загарпунили. Но кашалот устремился в океан, быстро удаляясь от корабля. Команды на яликах ничего не могли сделать. Им пришлось обрубать тросы гарпунов, чтобы не потерять из вида судно.

А кашалот, освободившись от мешающего ему груза, развернулся и поплыл к «Эссексу». На нём находился второй помощник со своими людьми, ремонтировавшими лодку. И эти моряки увидели огромного кашалота, который стремительно приближался. Он ударился в правый борт и ушёл на глубину. Затем всплыл и начал нарезать круги, находясь метрах в 500-х перед кораблём.

Видимо могучее животное приходило в себя после удара. Когда же почувствовало себя в норме, то устремилось прямо на судно. Со скоростью 40 км/ч оно впечаталось в носовую часть «Эссекса». Удар был страшной силы. Кашалот проломил носовую часть и отбросил 238-тонный парусник на несколько метров назад. Затем животное вытащило свою голову из пробоины и ушло на глубину.

Кашалот топит китобойное судно

После такого удара корабль стал стремительно крениться на бок. А в это время подоспели две другие лодки. Но сидящие в них люди увидели только тонущее судно. Впоследствии, когда выживший Оуэн Чейз пересказывал хронологию событий специальной комиссии, кто-то из её членов предположил, что видимо удары молотка, которым прибивалась доска к повреждённой лодке, возбудили кашалота. Огромный зверь принял удары за крик раненого сородича и атаковал корабль.

Но как бы там ни было, а судно пошло на дно, и экипаж оказался в 3-х маленьких яликах на расстоянии 3 тыс. миль от берегов Америки. Правда, на расстоянии 1200 миль находились Маркизские острова. Это архипелаг почти в самом центре Тихого океана. Разумно было плыть к нему, но ходили слухи, что на его островах живут людоеды, поэтому команда решила не испытывать судьбу, а направиться прямиком к Америке.

Борьба за жизнь

У потерпевшей крушение команды имелись в запасе сухие лепёшки, несколько живых черепах, около 800 литров воды. Еды хватило на две недели. Сами же лодки постоянно давали течь то в одном месте, то в другом. Маленькие суда продержались в воде 3 недели, постоянно подвергаясь ремонту. Неизвестно, что было бы дальше, но, к счастью или по воле Бога, лодки наткнулись на острова Питкэрн, открытые в начале XVII века и принадлежащие Великобритании.

Лодки причалили к необитаемому остову Хендерсон, но экипаж не знал, что на расстоянии 200 км от него есть обитаемые острова. Однако и безлюдный клочок суши показался морякам огромной удачей. На острове из-под земли бил ключ с пресной водой, обитали птицы, крабы. Но за неделю моряки съели всю живность. Экипажу грозил голод, и необходимо было двигаться дальше.

Однако 3-е моряков решили остаться. Остальные 17 человек погрузились на лодки и 26 декабря 1820 года продолжили плавание. Их целью стал остров Пасхи, находящийся далеко на востоке. Но к 4 января все запасы были съедены, а желанный остров так и не появился на горизонте. Как результат, сидящие в яликах люди начали испытывать страшные муки голода.

Моряки в трёх лодках в открытом океане

В одной лодке старшим был первый помощник Чейз. В другой всем заправлял капитан Джордж Поллард-младший. А в третьей посудине старшим считался второй помощник Обед Хендрикс. И надо сказать, что именно в лодке Чейза ситуация с провизией была самая критическая. Первый матрос умер от голода 10 января. Труп бедняги зашили в собственную одежду и опустили за борт. А 11 января разразился шторм, и лодка первого помощника потеряла на океанских просторах другие две лодки.

Затем, 18 января, умер ещё один человек. Его тело тоже предали океану, но затем умерших стали оставлять на борту. Оставшиеся в живых занялись каннибализмом. Они стали поедать плоть умерших товарищей, так как у них просто не было другого выхода. Моряки могли погибнуть все, но 18 февраля 1821 года лодку с 3-мя оставшимися в живых матросами подобрало китобойное судно «Индиана». В общей сложности люди продержались в море 90 дней, после того как «Эссекс» пошёл на дно.

Что касается двух других лодок, то экипаж, где старшим был второй помощник Обед Хендрикс, оказался полностью без запасов продовольствия 14 января. Первый моряк умер от голода 20 января. Его тело не стали предавать воде, а съели. Затем стали поедать тела других умерших. В конце января две лодки потеряли друг друга в океане. Оставшиеся в живых Обед Хендрикс и ещё двое моряков навсегда сгинули на просторах Тихого океана. Предполагается, что они погибли от голода, а лодку перевернуло во время шторма, и она утонула.

А вот лодке, в которой старшим был капитан Джордж Поллард-младший, была предначертана совсем другая судьба. Экипаж упорно плыл к берегу Южной Америки, а продовольствие полностью закончилось 1 февраля. Но моряки не стали ждать, когда кто-нибудь умрёт. Посовещавшись, люди решили тянуть жребий. Взяли несколько щепок, и самая короткая предназначалась тому, кто должен был умереть ради спасения остальных.

Это было очень тяжело, убивать обречённого товарища, но выхода у голодных людей не было. У Полларда имелся пистолет, который и стал орудием убийства. В конце концов в живых остались только двое – сам капитан и один из моряков. Их подобрало китобойное судно «Дофин». Случилось это 23 февраля 1821 года. К этому времени лодка уже почти добралась до побережья Южной Америки, но помощь всегда кстати.

Выжившие члены экипажа с двух лодок встретились в морском порту Вальпараисо (Чили) 17 марта. Там они сообщили властям, что 3-е моряков остались на острове Хендерсон. Этих бедняг спасли 5 апреля 1821 года. Все три моряка были живы, но страшно истощены. Таким образом, морская трагедия экипажа «Эссекса» закончилась. Выжили 8 человек из 20, что было настоящим чудом, учитывая огромные океанские просторы.

Судьба выживших членов экипажа «Эссекса»

Моряки вернулись в родной Нантакет, а через несколько месяцев, нанялись на китобойные корабли и ушли в открытое море. А вот что касается Джорджа Полларда-младшего, то он вновь занял место на капитанском мостике лишь в 1822 году. Однако те суда, на которых он плавал, постоянно попадали в какие-то передряги. Джорджа стали считать несчастливым, и судовладельцы перестали доверять ему корабли. Мужчина поставил на морской карьере крест и ушёл в отставку. Стал работать ночным сторожем в порту Нантакета; умер в 1870 году в старческом возрасте.

Первый помощник Оуэн Чейз написал рассказ о морской трагедии экипажа «Эссекса». Впоследствии плавал первым помощником и капитаном на китобойных судах. Поднакопив денег, купил собственный корабль. В общей сложности провёл в море 20 лет. Это не помешало ему 4 раза жениться. Умер в 1869 году в Нантакете.

Остальные члены экипажа тоже сохранили верность морю. Один из них дослужился до капитана, второй по прошествии лет стал миссионером, а остальные либо стали помощниками капитанов, либо остались матросами. Умерли все они в период с 1866 по 1887 год. Так закончилась эта эпопея, навсегда вошедшая в историю и оставившая в душах людей двоякое чувство. Кто-то отнёсся с огромным уважением к морякам, а кто-то осудил их за каннибализм. Но, как говорится, не судите, да не судимы будете.

Максим Шипунов