Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

«Императрица Ирландии»

Океанский лайнер «Императрица Ирландии» был заложен в 1904 году на верфи в Говане (Шотландия). В эксплуатацию корабль ввели в июне 1906 года. Это было большое судно, принадлежащее одной из канадских компаний. Его длина составляла 174 метра, а ширина доходила до 20 метров. Лайнер мог развивать скорость 20 узлов в час и вмещал 1580 пассажиров.

Океанский лайнер «Императрица Ирландии»

Судно было оборудовано по высшему стандарту. Особой роскошью отличались помещения 1-го класса. Во втором классе всё было несколько скромнее. А вот особенность 3-го класса заключалась в общих каютах на несколько человек. Корабль совершал рейсы Ливерпуль – Квебек. Но так как до Квебека можно было добраться только по реке Св. Лаврентия, то подобные рейсы совершались лишь во время навигации на реке.

Поэтому в зимнее время лайнер из Ливерпуля добирался до Сент-Джона, и там пассажиры сходили на землю. В общей сложности на путь в один конец уходила неделя. Это совсем немного для желающих попасть в Новый Свет. И за 8 лет безупречной работы «Императрица Ирландии» перевезла в земли Северной Америки 120 тыс. человек.

Роковой рейс «Императрицы Ирландии»

Много лет всё шло хорошо. Океанский лайнер курсировал между Англией и Канадой, перевозя в американские земли всё новые и новые толпы людей, мечтающих о лучшей доле. После крушения «Титаника» в 1912 году на корабле усилили технику безопасности. Установили специальную аппаратуру, способную обнаруживать айсберги на большом расстоянии, укомплектовали каждую каюту спасательными жилетами. Довели количество спасательных шлюпок до максима, а трюм разделили на множество отсеков, чтобы исключить быстрое затопление судна.

И ещё примечателен тот факт, что с 1912 года на корабле невозможно было найти число 13. Не было такого номера на каютах, в машинном отделении, где нумеровалось оборудование, на кухне и в других аналогичных местах. Число 13 вообще исчезло с корабля. Поговаривали, что даже пассажиров, родившихся 13 числа, не брали на борт, а уж про команду и говорить нечего. Но всё эти меры предосторожности не помогли во время последнего рокового рейса океанского лайнера.

Начаться он должен был в Квебеке 28 мая 1914 года. И перед рейсом на корабль загрузили 1100 тонн самого разного груза. В основном это были продукты питания, а также серебряные слитки, доставленные из рудника в Онтарио. Пассажиров насчитывалось 1057 человек. Из них 134 ребёнка и 279 женщин. Помимо этих людей на борту находилось 420 членов экипажа. Общее количество людей составляло 1477 человек.

Хронология событий

«Императрица Ирландия» отошла от причала в порту Квебека 28 мая 1914 года ровно в 16 часов 30 минут. Погода в это время стояла отличная, но ближе к ночи похолодало и появился туман на воде. Впрочем, это никак не повлияло на ход лайнера. Он уверенно разрезал воды реки Св. Лаврентия, стремясь как можно быстрее выйти на океанские просторы.

«Императрица Ирландии» столкнулась со «Стурстадом», когда суда шли навстречу друг другу

Примерно в 1 час 52 минут уже 29 мая впереди были замечены огни встречного судна. Корабль приближался, и ничего нельзя было увидеть, кроме его огней. Абсолютно неожиданно в 2 часа 1 минуту из тумана возник огромный стальной нос корабля. Он на полном ходу впечатался в правой борт океанского лайнера. Удар пришёлся прямо в середину борта, и образовалась большая пробоина общей площадью 30 кв. метров.

Через пробоину в трюм стала поступать вода. Она достигла машинного отделения и затопила его. В это время встречный корабль дал задний ход. Он вышел своим носом из пробоины, и вода хлынула внутрь «Императрицы Ирландии» с утроенной силой. Уже через 5 минут после столкновения у лайнера появился сильный крен на правый борт.

«Императрица Ирландии» пошла на дно через 14 минут после столкновения

Но за этот небольшой период времени команде удалось спустить на воду 4 шлюпки, наполненные пассажирами. После этого повреждённый корабль продержался на воде лишь 9 минут. Но спасти уже никого не удалось, так как судно завалилось набок. В 2 часа 15 минут огромный океанский корабль пошёл на дно. Из 1477 человек в живых остались только 463 человека и среди них было всего 4 детей и 42 женщины.

Погибших могло оказаться гораздо больше, если бы не спасательные шлюпки с корабля, который столкнулся с лайнером, и с 2-х грузовых судов, стоявших недалеко от места трагедии под парами. Эти маленькие юркие судёнышки подобрали людей из воды. Но вполне понятно, что всех, оказавшихся в холодной воде, они спасти не смогли.

Грузовое судно «Стурстад» после столкновения с «Императрицей Ирландии»

Кто же столкнулся с «Императрицей Ирландии»? Это оказалось норвежское грузовое судно «Стурстад», перевозившее уголь. Оно шло встречным курсом вверх по течению реки и, казалось, что ничто не могло спровоцировать трагедию. Однако непоправимое случилось, и вполне понятно, что было назначено расследование.

Кто был виноват в столкновении судов?

По факту трагедии, унёсшей жизни многих сотен людей было проведено расследование, а 16 июня 1914 года состоялось судебное слушание. На нём было выдвинут обвинение как команде «Стурстада», так и «Императрицы Ирландии». И тех и других обвинили в нарушении правил движения судов по реке в условиях плохой видимости.

Выживший капитан океанского лайнера заявил, что его корабль двигался вблизи берега, а когда было обнаружено встречное судно, то «Императрица Ирландии» снизила скорость, а потом дала задний ход и сообщила об этом встречному кораблю 3-мя гудками. Причиной же трагедии стала высокая скорость грузового судна. К тому же оно изменило курс и врезалось в правый борт лайнера почти под углом в 90 градусов.

Место трагедии на реке Св. Лаврентия

А вот представители «Стурстада» утверждали, что встречный корабль плыл по середине реки с большой скорости и преграждал им путь. Именно такими своими действиями он и спровоцировал столкновение. Таким образом, дело оказалось довольно запутанным. Но суд возложил вину на грузовое судно, и его владельцы вынуждены были выплатить пострадавшей стороне большую сумму денег.

В настоящее время место трагедии является историческим памятником. А это означает, что запрещено поднимать любые предметы и вещи с затонувшего лайнера. Создан музей в городе Римуски. Он посвящён истории и гибели корабля. Эта морская катастрофа, унёсшая жизни 1014 людей, сохранилась в памяти людей. А последний выживший в этой трагедии человек умер в 1995 году.

Максим Шипунов