Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пролив Дрейка

Где находится пролив Дрейка? Он отделяет Южную Америку от Антарктиды и располагается между мысом Горн (Чили) и Южными Шетландскими остовами (Антарктида). Этот морской проход является самым южным из всех путей сообщения между Атлантическим и Тихим океанами. Некоторые специалисты считают его частью Южного океана, граничащего на востоке с морем Скоша (Скотия).

Бывалые моряки утверждают, что воды этого пролива самые бурные на Земле. Ширина неспокойного водного участка в самом узком месте равна 808 км. А наибольшая глубина составляет 5,5 тыс. метров.

Пролив Дрейка на карте

Ещё 41 млн. лет назад никакого пролива Дрейка не было. Специалисты это выяснили, исследуя рыбьи зубы. Соответственно, Атлантический и Тихий океаны были полностью изолированы друг от друга, а Антарктида не имела ледяного покрова. Но когда появился пролив, возникло Антарктическое течение. Оно значительно охладило Антарктиду, и та покрылась льдами.

Открытие пролива Дрейка

Принято считать, что в 1525 году испанец Франсиско де Осес, командовавший каравеллой «Сан Лесмес», обнаружил неизвестный пролив, отделяющий Южную Америку от более южных вод. Испанец на своей каравелле обогнул мыс Горн, но не поплыл в воды Тихого океана. Он вернулся к кораблям морской экспедиции, в составе которой осуществлял плавание.

Прошло полвека, и в 1578 году англичанин Фрэнсис Дрейк пересёк пролив на своём фрегате «Золотая лань». После этого пролив активно использовали 200 лет, но Южные Шетландские острова были официально открыты только в 1819 году британцем Уильямом Смитом. Что же касается названия пролива, то в англо-саксонском мире, международной картографии и в Чили его с начала XVII века стали называть проливом Дрейка.

Факты о проливе Дрейка

Рассматриваемый нами пролив является самым коротким переходом между Антарктидой и остальной частью суши на Земле. И в этих местах безраздельно властвует Антарктическое циркумполярное течение. Оно несёт через пролив Дрейка и вокруг Антарктиды огромный объём воды, который в 600 раз превышает речной поток Амазонки.

Для вод пролива характерны сильные шторма с высотой волн более 15 метров, но случаются они не часто. Зато постоянно дует западный ветер. Иногда его скорость достигает 126 км/ч. А само течение, двигающееся с запада на восток, достигает скорости 15 км/ч. В южных местах пролива нередки айсберги. Они двигаются по течению на восток. В целом, климат характеризуется как умеренный, переходящий в южных частях пролива в субантарктический.

Альбатрос над водами пролива Дрейка

В бурных водах и над ними живёт много разной морской живности. Из морских млекопитающих можно назвать китов, дельфинов, косаток. Они курсируют по проливу, попадая из одного океана в другой. Прекрасно чувствуют, когда начнутся шторма, и в это время не заплывают в пролив. В небе над водой можно увидеть вечно странствующих альбатросов, буревестников, а на холодном арктическом побережье живут целые колонии пингвинов. Это мир Антарктики, и он притягивает к себе всех холоднолюбивых животных.

Как уже говорилось, пролив Дрейка имеет наименьшую длину, равную 808 км. Измеряется она от мыса Горн в Южной Америке до ближайшего участка суши на Южных Шетландских островах, принадлежащих Антарктиде. Начиная от мыса и 47,6 км южнее – это территориальные воды Чили. Далее 240,54 км к Антарктиде находятся воды, относящиеся к юрисдикции Аргентины.

Затем наступает черёд международных вод. Это 209,16 км до 60 параллели южной широты. А дальше начинается зона, где действует договор об Антарктиде. Это последние 310,9 км до побережья ледяного материка. Всё расписано и поделено, а суда обязаны неукоснительно соблюдать невидимые водные границы, пересекающие бурный и своенравный пролив Дрейка.

Вид на пролив Дрейка с берега

Этот морской участок представляет огромную опасность для судов. Он является кладбищем огромного количества кораблей. В основном тех, которые пытались его преодолеть, двигаясь против течения и направления сильных ветров. Но люди по-другому никак не могли попасть из одного океана в другой, пока летом 1920 года не был запущен в эксплуатацию Панамский канал.

Через него сплошным потоком пошли коммерческие и пассажирские суда. А по проливу Дрейка относительно безопасно могут проходить очень крупные грузовые корабли, но только при сравнительно спокойных погодных условиях. По проливу также передвигаются тяжёлые военные корабли и подводные лодки.

Следует отметить, что благодаря глобальному потеплению на Северном полюсе температура поднимается. А поэтому прогнозируется появление самого короткого и быстрого пути из Атлантики в Тихий океан. Это так называемый Северо-Западный проход, соединяющий пролив Дэвиса и Берингов пролив. В настоящее время он открыт в течение северного лета и в этот период в нём мало льдов. А вот что будет дальше, пока неизвестно, ведь природа так капризна и непредсказуема.

Максим Шипунов