Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Исчезновение экипажа с яхты Каз II

Этот случай, наделавший много шума в СМИ и вошедший в летопись лет как исчезновение экипажа с яхты Каз II, произошёл в середине апреля 2007 года в водах Австралии у северо-восточного побережья между Эрли-Бич и Таунсвиллом. В центре внимания оказалась 10 метровая яхта-катамаран Каз II, обнаруженная 20 апреля на расстоянии 163 км от берега. На яхте должен был находиться экипаж в количестве 3-х человек. Но судно оказалось пустым; людей на нём не было. И по сей день судьба этих 3-х мужчин остаётся неизвестной, также неизвестны обстоятельства, при которых они исчезли.

Хронология событий

В экипаж яхты входили 56-летний Дерек Баттен, являвшийся владельцем Каз II, и братья Танстеды, Питер 69 лет и Джеймс 63 лет. Все они были уроженцами города Петра (Западная Австралия). Эти отчаянные парни планировали совершить длительное путешествие от Таунсвилла до Петры, обогнув всё восточное и южное побережье материка.

Экипаж яхты Каз II
Три гордых парня, решивших бросить вызов океану: они хотели обогнуть половину Австралии на яхте, но таинственно исчезли, так и не начав путешествие

Задумка была дерзкая, но и люди, находящиеся на борту яхты, вовсе не являлись самонадеянными мальчиками. Это были зрелые мужчины с большим жизненным опытом. Владелец яхты 25 лет проплавал на различных малогабаритных судах и представлял собой опытного яхтсмена. Братья Танстеды тоже не раз выходили в море, и хотя их нельзя было назвать просоленными морскими волками, но путешествие вдоль побережья вовсе и не требовало особого мастерства по преодолению бескрайних океанских просторов.

Но почему отчаянные парни, находясь в Эрли-Бич, решили не стразу плыть на юг, а вначале повернуть на север и добраться до Таунсвилла. Тут дело в том, что ребята прилетели из Перта на самолёте в Таунсвилл. Они привезли с собой вещи, припасы, инструменты. Оставили всё это в городе, а сами отправились в Эрли-Бич и купили там Каз II. И поэтому им вначале нужно было вернуться за вещами, а уж потом с гордо трепетавшими на ветру парусами покорять воды австралийского побережья. Заодно, на этом коротком участке пути, они планировали проверить яхту в деле.

Итак, рано утром 15 апреля 2007 года яхта Каз II вышла из Эрли-Бич и устремилась на север в намеченную точку маршрута город Таунсвилл. А далее мы сразу же перескочим в 18 апреля, когда тарахтящий в небе вертолёт обнаружил недалеко от Большого барьерного рифа маленькое судно в свободном плаванье.

С вертолёта ушло сообщение в диспетчерскую службу. В нём лаконично было изложено, что там-то и там-то обнаружена яхта, которую несёт по течению, и по всей видимости команда судна потерпела бедствие. Диспетчер передал сообщение в службу морского патруля. Та выслала катер, и 20 апреля яхту нашли, и на неё высадились люди. Но они не обнаружили на судне ни одного человека; оно оказалось пустым.

В тот же день Джон Хилл, сотрудник Управления по чрезвычайным ситуациям штата Квинсленд, сделал официальное заявление. Он сообщил, что его люди обнаружили яхту Каз II, но её экипаж пропал без вести. Однако сама яхта находится в исправном состоянии. Тарелки с едой, столовые приборы расставлены на столе. Ноутбук включен, а двигатель судна работает. Аварийная система лодки, включая радио и GPS, полностью функциональные. На борту находится полный комплект спасательных жилетов. Создаётся впечатление, что экипаж находится на борту, но его просто не видят.

Следует добавить, что на корме имелась маленькая лодка, а якорь был поднят. Единственная необычная деталь, кроме исчезновения экипажа, конечно, – это то, что один из парусов лодки был разорван, и на борту не оказалось спасательного плота.

Обнаружение яхты Каз II
Яхта Каз II следовала из Эрли-Бич в Таунсвилл. Нашли её с разорванным парусом и без людей на борту

В тот же день яхту отбуксировали в Таунсвилл для проведения судебно-медицинской экспертизы. На следующий день судно тщательно осмотрели, пытаясь найти следы, указывающие на преступление. Но ничего криминального найдено не было. Единственное, журналы, газеты и винный бочонок лежали на полу. Но быстро выяснилось, что все эти предметы упали во время буксировки Каз II.

Под той кроватью, где спал Дерек Баттен, нашли ружьё и боеприпасы к нему. Но ружьём не пользовались – это эксперты установили сразу же. Проверили данные GPS. По ним установили, что после отплытия из Эрли-Бич судно вначале шло на север, а затем отклонилось на северо-восток в воды, где наблюдалось ухудшение погоды, а море было бурным. К вечере 15 апреля GPS показал, что яхта легла в дрейф.

Но самое главное, на судне эксперты нашли видеокамеру. Последние кадры на ней датировались 15 апреля 10:05 утра. В это время Баттен находился возле штурвала, самый пожилой из команды Питер сидел на кормовой лестнице и рыбачил, за лодкой тянулась длинная белая верёвка. Двигатель не работал, на обоих бортах наблюдались свешенные с перил кранцы.

Далее камера дала панорамный вид, повернувшись на 360 градусов. Она запечатлела близлежащие острова, что помогло следствию определить точное местонахождение судна в момент съёмки. Море волновалось, но мужчины не надели спасательные жилеты. Рубашка и очки Питера Танстеда находились не там, где позже были обнаружены.

Поиски пропавших людей были масштабными. В них принимали участие и поисково-спасательная служба, и береговая охрана, и самолёты ВМС, и добровольцы из нескольких городов. Однако всё оказалось безрезультатно, и 25 апреля поиски прекратили. С момента исчезновения экипажа прошло 10 дней, но следов никаких не обнаружили ни в воде, ни на суше. Ни у кого не осталось сомнений, что люди утонули, а их тела съели рыбы.

Расследование

Вполне понятно, что исчезновение экипажа с яхты Каз II повлекло за собой официальное расследование. Провёл его Майкл Барнс, коронер штата Квинсленд. Всего было допрошено 27 человек, так или иначе причастных к этому делу.

Так Дженнифер Баттен, жена Дерека, показала, что её муж был опытным яхтсменом и постоянно повышал своё мастерство. Прежде чем купить яхту он прошёл 6-недьный курс по парусному спорту. Чтобы перегнать судно в Перт, он взял с собой 2-х соседей, при этом сама поездка планировалась на несколько месяцев и ежедневно обсуждалась. Маршрут мужчины проложили с помощью компьютера. Из соображений безопасности они планировали плыть достаточно близко от берега. Что же касается здоровья Баттена, то у него был сердечный приступ в 50 лет, и он страдал умеренным диабетом.

Следователи возле яхты Каз II
Полицейские тщательно осмотрели яхту Каз II, пытаясь выяснить причину пропажи экипажа

Бывший владелец яхты Грэм Дуглас сказал, что судно было в отличном состоянии. Он встречался с экипажем вечером перед отплытием и помог спланировать часть маршрута. Его очень удивила информация о том, что мужчины отклонились от первоначального маршрута, запрограммированного в системе GPS.

Был также допрошен Гэвин Хоулэн, шкипер рыболовного судна. Он показал, что 16 апреля видел яхту с порванным парусом. Она дрейфовала боком между рифами со скоростью 3 узла в час. Судно Хоулэна прошло в 50 метрах от лодки, и людей на борту шкипер не увидел. В то же время он не сделал попытку связаться с лодкой и не стал сообщать властям о ней. Хоулэн заявил, что ему не пришло в голову, что экипаж находится в беде.

Допросу также подверглись полицейские, осматривавшие Каз II. Они заявили, что никаких следов насилия на яхте обнаружено не было, то есть само судно местом преступления на являлось. Поэтому не были даже сняты отпечатки пальцев, так как полицейские посчитали, что в этом нет необходимости. Закончилось расследование просмотром видеозаписи, обнаруженной на судне, но она не пролила света на исчезновение экипажа с яхты Каз II.

Версии исчезновения людей с яхты

Официальная версия, озвученная коронером Барнсом, отрицала насильственное воздействие на людей, находящихся на яхте. В воскресенье 15 апреля 2007 года в 10 часов 5 минут Каз II плыла вблизи Джордж-Пойнта. До этого момента на борту всё шло нормально, но в течение следующего часа ситуация резко изменилась. Была вытащена их воды белая верёвка, которая тянулась за лодкой. Её сложили на носовой части видимо для того, чтобы она высохла. Джеймс Танстед снял футболку и очки. А вот дальше идёт предположение о гибели экипажа.

Предполагается, что в леске запуталась приманка с крючками. Джеймс решил высвободить её и, стоя на задней платформе лодки, которая почти соответствует ватерлинии, начал высвобождать приманку. Он сделал неловкое движение и упал за борт. Питер бросился на помощь брату, а течение со скоростью 5,5 км/ч начало относить яхту от барахтающихся в воде людей.

Внутри яхты Каз II
Внутреннее убранство яхты Каз II

Увидев это, Дерек Баттен завёл мотор, чтобы развернуть судно и подплыть к своим друзьям. Однако паруса мешали сделать такой манёвр. Тогда Дерек решил спустить паруса. Для этого он оставил штурвал, и яхта стала неуправляемой. Ветер, волны начали качать судно, и гик (подвижная стрела, на которую крепится нижняя часть паруса) сбил Дерека за борт. Он даже не успел бросить друзьям спасательный круг.

В результате все трое оказались в морской воде. А судно, подхваченное ветром, понеслось по воде со скоростью 15 узлов в час. Через несколько секунд оно уже было вне зоны досягаемости людей. А те хорошими пловцами не были, да к тому же давно перешагнули 50-летний рубеж. Силы у мужчин быстро истощились, и они погибли.

Официальная версия выглядит вполне логично. Неясно лишь одно – почему порвался парус, что послужила причиной этому. Но в отчёте коронера Барнса о порванном парусе не сказано ни слова. Видимо существовало мнение, что парус порвался уже после того, как экипаж оказался за бортом. Непонятно также, почему опытные яхтсмены находились на судне без спасательных жилетов. Ведь тот же Дерек успешно закончил курсы и должен был в совершенстве знать все правила безопасности. Таким образом, морское путешествие от Таунсвилла до Петры закончилось, так и не начавшись.

Помимо основной существуют и другие версии, пытающиеся объяснить исчезновение экипажа с яхты Каз II. Так существует мнение, что причиной гибели людей стал шторм. Отчаянных и гордых парней, бросивших вызов океану, смыло за борт. Но во время шторма все здравомыслящие люди паруса убирают и надевают спасательные жилеты. Ни того ни другого сделано не было. К тому же в салоне судна царил порядок, что невозможно представить во время сильной качки.

Некоторые дотошные исследователи обратили внимание на кранцы, свешивающиеся за борт. Тут же возникло предположение, что рядом с яхтой появилось судно с нехорошими людьми. Угрожая пожилым мужчинам, эти господа состыковали яхту со своим судном, а кранцы в такой ситуации необходимы. Экипаж видимо перебрался на корабль нехороших людей, однако, на Каз II не нашли следов обыска и грабежа. К тому же полицейские Таунсвилла заявили, что малые суда обычно никогда не убирают кранцы, а поэтому версия о нападении не может быть взята за основу.

Фотография яхты Каз II
Один из снимков яхты Каз II с разорванным парусом

Была озвучена и ещё одна версия. Яхта могла сесть на песчаную отмель вблизи Джордж-Пойнта. Весь экипаж перебрался в воду и начал толкать яхту, чтобы сдвинуть её с места. В это время сильный порыв ветра подхватил судно, и оно уплыло. В это время появилась большая волна и смыла одного из членов экипажа с отмели. Двое других пытались его спасти, и в результате все трое погибли. Такая версия тоже выглядит довольно правдоподобно, но она является лишь видоизменённой официальной версией, которую все признали наиболее приемлемой.

Таким образом, океан лишний раз доказал, что малейшее отступление от правил безопасности может повлечь за собой самые плачевные результаты. Опытные и зрелые люди погибли, а причиной этому стали беспечность и легкомыслие. В море расслабляться нельзя: оно этого не прощает и наказывает самым жестоким образом. Доказательством тому служит исчезновение экипажа с яхты Каз II.

Максим Шипунов