Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Гибель пассажирского парома «Донья Пас»

Эта трагедия, вошедшая в историю как гибель пассажирского парома «Донья Пас», произошла 20 декабря 1987 года на Филиппинах. Пассажирский паром «Донья Пас», следовавший по маршруту Манила – Таклобан, столкнулся с танкером «Вектор», который шёл по маршруту Батана – Масбат. Во время столкновения находящиеся на танкере нефтепродукты загорелись. Пламя охватило оба судна и прилегающие воды. Погибло 4386 человек. Данная катастрофа считается крупнейшей в мирное время при хорошей погоде.

Фото парома «Донья Пас»

Краткая информация о пароме

Построили паром в Японии в 1963 году на верфи города Ономити. Судно получило название «Химеури Мару». Оно начало плавать по японским водам, перевозя за раз по 600 пассажиров. В 1975 году японские хозяева продали паром филиппинской фирме. Та переименовала его в «Дон Сулфико», а затем по каким-то своим причинам дала новое название – «Донья Пас».

Во время рейса из Манилы в Себу 5 июня 1979 года на пароме возник пожар, но все пассажиры в количестве 1164 человека были спасены. После этого судно отремонтировали, и его выкупила другая компания. Паром стал осуществлять 2 раза в неделю рейсы Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила. Он спокойно курсировал между указанными портами и, казалось, ничто не предвещало страшной трагедии.

Гибель пассажирского парома «Донья Пас»

В 6 часов 30 минут по филиппинскому времени 20 декабря 1987 года паром «Донья Пас» отплыл из Таклобана, совершая свой очередной рейс. В Манилу судно должно было прибыть в 4 часа 21 декабря. Плавание протекало в штатном режиме. Последний раз паром вышел на связь с берегом в 20 часов. Около 22:30 судно находилось в проливе Таблас вблизи мыса Думали. Уже сгустились сумерки, но ночь была ясной. Что касается моря, то по нему бежали небольшие волны.

Пассажиры садятся на «Донью Пас»
Пассажиры садятся на паром

Так как «Донья Пас» прибывала в пункт назначения рано утром, многие пассажиры легли спать, чтобы ступить на берег Манилы свежими и бодрыми. В это же время в проливе оказался нефтяной танкер «Вектор», перевозивший 1 млн. литров бензина и другие нефтепродукты. Общий тоннаж горючего составлял более 1000 тонн.

По сей день неизвестно, как и по какой причине столкнулись суда. Дело тут в том, что команды обоих судов погибли, а те пассажиры, которые выжили, ничего не видели. Ясно лишь одно, после столкновения танкера с паромом первый загорелся. Огонь быстро перекинулся на «Донью Пас», и оба судна оказались охваченными пламенем.

Выжившие говорили, что был удар, а затем сразу же раздался сильный взрыв. Это вызвало панику среди членов команды и пассажиров. Люди начали метаться по парому, и через несколько минут на корабле погасли огни. Примечательным является то, что спасательные жилеты отсутствовали. Позже выяснилось, что они имелись на судне, но были заперты в шкафчиках. Никто не удосужился их открыть и раздать жилеты пассажирам.

Выживший пассажир с парома «Донья Пас»
Выживший пассажир в больнице

Ни капитан корабля, ни его помощники, ни другие члены команды никак не организовали спасение. Поэтому каждый спасался как мог в атмосфере ужаса и всеобщей паники. Однако корабль пылал, а поэтому люди вынуждены были прыгать за борт. Но плёнка горючего на воде тоже полыхала.

Многие прыгали вместе с чемоданами, чтобы использовать их в качестве плавучих средств. А вокруг царил кошмар. Везде плавали обугленные тела, а те, кто ещё жил, кричали и звали на помощь. «Донья Пас» затонула через 2 часа после столкновения. «Вектор» ушёл на дно через 4 часа. Они опустились на глубину 545 метров в водах, кишащих акулами.

Помощь

В то время, когда 2 корабля столкнулись и прозвучал взрыв, мимо проходило судно «Дон Клаудио». Оно направилось к месту трагедии и сумело спасти 26 человек. Из них 24 спасённых были с «Доньи Пас», а 2-е с «Вектора». С «Дон Клаудио» бросили сеть, и те, кто сумел, забрались в неё. Их подняли на борт. Все спасённые имели на телах сильные ожоги. Что же касается официальных властей, то они узнали о трагедии только через 8 часов после её начала, а поисково-спасательная операция началась ещё через 8 часов.

Официальное расследование

Вначале гибель пассажирского парома «Донья Пас» расследовала филиппинская береговая охрана. Выяснилось, что перед столкновением в рубке находился только один член экипажа. При этом он имел статус ученика. Остальные офицеры смотрели телевизор в комнате отдыха и пили пиво. Капитан корабля вообще находился в своей каюте. Один из выживших сказал, что на капитанском мостике слышался смех и громко играла музыка.

Что касается «Вектора», то у него вообще не было лицензии на морские перевозки. То есть он осуществлял нелегальные рейсы, а, следовательно, не имел никакой связи с береговыми службами. Команда на нём находилась неопытная, так как опытные моряки подобные рейсы совершать не будут. Они берегут свою репутацию, а поэтому никогда не будут плавать без лицензии.

Выжившая пассажирка рассказывает о трагедии
Этой выжившей пассажирке в момент трагедии было 14 лет

Когда суда столкнулись, то обе команды охватила паника. Никто не тушил пожар, и никто не боролся за жизнь пассажиров. На пароме насчитывалось 59 членов команды, на танкере их было 13. Но эти люди оказались никудышными моряками. Они даже не подали сигнал SOS, что делается в первую очередь. Возможно, что радиостанции вышли из строя в результате взрыва, а может быть, они и раньше барахлили или были отключены.

Сколько человек погибло в результате катастрофы?

В официальном списке парома «Доньи Пас» числилось 1493 пассажира и плюс 59 членов экипажа. В конце декабря 1987 года появился другой, более уточнённый список. В нём уже числилось 1583 пассажира и 58 членов экипажа. Но вскоре анонимный сотрудник сообщил журналистам, что людей на пароме было гораздо больше. Близилось рождество, а поэтому на борту оказалось очень много неучтённых пассажиров, которые купили билеты прямо на судне у членов команды. И эти люди не значились в официальном списке.

Корабль на морском дне
Оба судна лежат на морском дне на глубине более 500 метров и на расстоянии 2 км друг от друга

Когда обнаружили 22 тела через 5 дней после аварии, то только 1 из них был указан в официальном списке, а из 24 спасшихся пассажиров только 5. Уже 28 декабря 1987 года было заявлено, что помимо тех, кто купил билеты в кассах, на пароме находилось ещё не менее 2 тыс. человек. Основывалось такое заявление на списках, которые подали родственники и друзья пропавших. Имена этих 2 тыс. были опубликованы 29 декабря в «Филиппинской газете».

В феврале 1988 года Филиппинское бюро расследований, основываясь на показаниях родственников, заявило, что на борту насчитывалось 3099 пассажиров и 50 членов команды. Таким образом, погибло 3134 человека. В январе 1999 года отчёт президентской целевой группы дал другие цифры. На борту находилось 4399 человек. Отняли выживших и прибавили 11 погибших с «Вектора». Общее количество тех, кто погиб в катастрофе, составило 4386 человек.

Кто виноват в морской трагедии?

Верховный суд Филиппин признал виновным экипаж танкера «Вектор». Работал тот без лицензии, а люди не имели соответствующую квалификацию. Поэтому владельцев «Вектора» обязали возместить ущерб семьям погибших, при этом всем, независимо от того, числились ли погибшие в официальном списке или нет. Часть средств возложили на хозяев парома. В общей сложности за каждого погибшего было выплачено по 542 доллара США по курсу 2019 года.

Максим Шипунов