Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Бронепалубный крейсер «Унэби»

Во второй половине XIX века Япония из отсталой феодальной страны начала превращаться в державу, построенную по европейскому образцу. Инициатором столь кардинальных перемен стал 122-й император страны восходящего солнца Мэйдзи (Муцухито). Он вступил на престол в феврале 1867 года и стал родоначальником Великой Японской империи, которая до своего падения 3 мая 1947 года попортила много крови всему миру.

Япония довольно своеобразно поняла европейский образец и взяла курс на милитаризацию страны. Началось усиленное наращивание военной мощи, а так как страна восходящего солнца со всех сторон окружена морской водой, то упор был сделан на создание мощного военно-морского флота. На этом фоне появилась приоритетная идея создания бронепалубных крейсеров.

Бронепалубный крейсер «Унэби» был совсем новым, но во время морского перехода таинственно исчез в Южно-Китайском море в декабре 1886 года

И создание первого такого крейсера было заказано в 1883 году французской фирме Форж Шантье со штаб-квартирой в Гавре. Уже весной 1884 года началось строительство этого корабля, а закончилось оно в конце лета 1886 года. Назвали боевую судно «Унэби» в честь горы Унэби, расположенной рядом с древней японской столицей Асука на острове Хонсю.

Бронепалубный крейсер проверили и приняли в состав военного японского флота. Эта боевая единица имела в длину 98 метров, в ширину 13 метров, а водоизмещение составляло 3672 тонны. Толщина брони в разных участках корабля варьировалась от 62 до 150 мм. Судно оснастили парусами и 2-мя паровыми котлами. Оно могло развивать максимальную скорость в 18,5 узлов в час и вмещало на борт 400 человек экипажа.

Дело оставалось за малым: перегнать бронепалубный крейсер «Унэби» в воды Японии. На него погрузились японские морские офицеры, команда французских моряков, и корабль отбыл к берегам страны восходящего солнца. На борту находилось 280 человек. Все эти люди были неразрывно связаны с морем, и многие из них не раз совершали длительные морские переходы.

В первых числах декабря 1886 года «Унэби» бросил якорь в порту Сингапура. В то время тот был британской колонией, и англичане с интересом осмотрели японский боевой корабль, но не нашли в нём ничего, что заслуживало бы повышенного внимания. А крейсер, пополнив запасы воды и продовольствия, устремился на северо-восток к японским берегам.

Но дальше случилось непонятное. Корабль вошёл в воды Южно-Китайского моря и пропал. Уже в январе следующего года начались активные поиски исчезнувшего военного судна. Допускалось предположение, что оно могло затонуть, но у людей была возможность спастись на шлюпках. Однако не было найдено ни шлюпок, ни тел погибших моряков, ни обломков. Не нашли ничего, как будто корабль растворился в воздухе или в течение нескольких секунд канул в морскую пучину.

Столь загадочное исчезновение породило огромное количество самых разных гипотез. Авторы каждой из них фантазировали в меру своего воображения. Но в конце концов победил рационализм. Специалисты пришли к выводу, что причиной исчезновения крейсера стала неудовлетворительная остойчивость. Судно могло попасть в зону тропического циклона (тайфуна). В результате этого возник сильный крен. А так как запас остойчивости не отвечал нормам, то корабль перевернулся. Произошло это очень быстро, и спастись никому не удалось.

После исчезновения «Унэби» японцы построили более современный крейсер «Чиода». Он был запущен в эксплуатацию в 1891 году

Данное заключение стало официальным. В октябре 1887 года весь экипаж признали погибшим, а бронепалубный крейсер «Унэби» исключили из состава военного флота Великой Японской империи. Но японцы оказались очень предусмотрительными людьми. Они застраховали свой корабль, и страховка была выплачена полностью.

На эти деньги был построен новый броненосный крейсер под названием «Чиода». Но в этот раз строительство корабля было доверено англичанам. Судно получилось гораздо более современным по сравнению с предшественником. На нём даже разместили 10 скорострельных 120 мм орудий и 47 мм пушки в количестве 14. На «Унэби» такой мощной артиллерии не было. В январе 1891 года «Чиода» вошёл в состав японского флота.

Так что, как говорится, нет худа без добра. Правда, впоследствии японцы вели активные боевые действия с англичанами, но новый крейсер воевал с русским флотом, а Великобритании никого военного урона не нанёс. Что же касается «Унэби», то по сей день существуют разные гипотезы, в том числе и мистические, пытающиеся объяснить его таинственное исчезновение в водах Южно-Китайского моря.

Максим Шипунов