Крейсер «Дмитрий Донской»

Океаны, озёра и реки Крейсер «Дмитрий Донской»

В наши дни крейсер «Дмитрий Донской» больше всего известен тем, что во время русско-японской войны на этом корабле перевозили золото для тихоокеанского флота Российской империи. Золото лежало в слитках, а его общий вес составлял 200 тонн. Однако, став участником Цусимского сражения, «Дмитрий Донской» до Владивостока не добрался. Крейсер получил серьёзные повреждения, и старший офицер приказал открыть кингстоны. В настоящее время судно покоится на дне Японского моря, на глубине 434 метра, в полутора километрах от острова Дажелет. Принадлежит последний Южной Корее.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Вот такая печальная преамбула. Но наличие золота никак не может затмить славный путь боевого корабля, который в конце XIX века считался одним из самых современных океанских броненосных крейсеров. Спустили его на воду 18 августа 1883 года. Однако приёмка и испытания начались только через полтора года, так как проводились дополнительные работы и бюрократические согласования.

Лишь в августе 1885 года крейсер «Дмитрий Донской» наконец-то стал полноправным кораблём военно-морского флота Российской империи. Длина судна составляла 90 м, ширина равнялась 16 м, а осадка доходила до 7 м. Корабль мог развивать скорость в 16 узлов (почти 30 км/ч).

Служба на благо отечества

Уже осенью 1885 года крейсер отбыл в воды Средиземного моря. Там он возглавил боевой отряд кораблей. В 1887-1889 годах был прикомандирован к Тихоокеанской эскадре, а затем отправлен в Кронштадт, где подвергся ряду технических изменений. И в конце сентября 1891 года переоснащённый корабль опять оказался в водах Средиземного моря.

Летом 1892 года крейсер отправили во Владивосток, где он плавал под флагом младшего флагмана и считался одной из главных ударных сил тихоокеанской эскадры. В 1893 году «Дмитрий Донской», в составе других военных кораблей, побывал в Америке. Там праздновали 400-летие открытия континента, и военные корабли разных стран были приглашены на это торжество.

Также будет интересно  Река Евфрат

Матросы на палубе крейсера «Дмитрий Донской»

По прибытию из Америки корабль отправили на капитальный ремонт. Лишь 29 октября 1895 года крейсер «Дмитрий Донской» вновь встал в боевой строй. Он недолго пробыл в Средиземном море, а затем отбыл на Дальний Восток. Там корабль пробыл целых 6 лет. Он в октябре 1897 года первым вошёл в новый владивостокский док, а затем также первым в марте 1898 года вошёл в новую военно-морскую базу России Порт-Артур.

В декабре 1901 года «Дмитрий Донской» прибыл в Кронштадт. Здесь корабль вновь переоборудовали с учётом новых военных требований. В 1904 году командиром корабля был назначен капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев. Само же судно вошло в состав Второй тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского. И в составе этой эскадры крейсер вновь отправился на Дальний Восток, где уже вовсю полыхала русско-японская война.

Крейсер «Дмитрий Донской» в Цусимском сражении

Крейсер «Дмитрий Донской» проделал долгий путь с эскадрой: вдоль Африки, вокруг мыса Доброй Надежды и далее через Индийский океан к Японии. Оказавшись в Корейском проливе, 14 мая 1905 года вступил в бой с японским флотом. В какой-то момент попал под прицельный огонь японских кораблей. При этом сумел нанести повреждения нескольким судам противника. Отбиваясь от наседавшего врага, крейсер дождался темноты и, погасив все огни, двинулся во Владивосток.

Крейсер сопровождали миноносцы «Грозный» и «Бравый». Утром 15 мая эту группу кораблей нагнал миноносец «Буйный». На нём находился штаб флота и тяжело раненый адмирал Рожественский. Но «Буйный» имел плачевное техническое состояние и был перегружен людьми. Поэтому штаб перебрался на миноносец «Бравый». После этого «Бравый» и «Грозный» ушли в сторону Владивостока, а «Дмитрий Донской» занялся пересадкой людей с «Буйного» к себе на борт. Затем «Буйный» затопили.

Также будет интересно  Судьба японца с «Титаника»

Все эти организационные вопросы заняли несколько часов. И после полудня на горизонте показались быстроходные японские крейсеры и миноносцы. А вот крейсер «Дмитрий Донской» относился к тихоходным кораблям, поэтому он при всём желании не мог оторваться от 10 вражеских судов. Оставалось только одно – принять бой.

Но перевес врага был очевиден. Он взял одинокий корабль в клещи и открыл ураганный огонь. Крейсер русского флота начал отстреливаться и сумел нанести серьёзные повреждения двум вражеским крейсерам. Однако неравенство сил являлось очевидным фактом.

Обстрел «Дмитрия Донского японцами»

С наступлением темноты с крейсера перевезли раненых на находящийся рядом остров Дажелет. Среди них был и тяжело раненый командир «Дмитрия Донского». Ближе к рассвету старший офицер К. П. Блохин, взявший на себя командование боевым кораблём, принял решение затопить его. И ранним утром 16 мая «Дмитрия Донского» отвели подальше от берега и открыли кингстоны. Судно затонуло, но моряки не спустили флаг. Так корабль и пошёл на дно с гордо реющим российским флагом.

С того примечательного дня прошло более 100 лет. О боевой славе крейсера забыли, но помнили о золоте. Многие поисковые компании искали судно, и 15 июля 2018 года принадлежащая Южной Корее компания Шинил Груп обнаружила судно вблизи острова Дажелет.

Были произведены подводные съёмки, и они показали, что корпус корабля весь искорёжен снарядами. Корма полностью разрушена, а вот палуба сохранилась относительно хорошо. Представитель компании заявил, что судно будет поднято. Однако пока никаких подвижек в этом направлении нет. Боевой крейсер так и покоится на дне Японского моря, а вот что касается ценного груза, то он надёжно спрятан где-то в недрах корабля.

В то же время существует мнение, что никакого золота, да ещё в количестве 200 тонн, на «Дмитрии Донском» никогда не было. Во-первых, это астрономическая сумма для казны тихоокеанского флота. На вырученные от золота деньги можно было содержать 10 российских флотов, а то и больше. А во-вторых, вряд ли военное ведомство России стало бы перевозить золотой груз на корабле. Слишком велик риск. Гораздо надёжнее было бы перевезти золотые слитки по железной дороге.

Также будет интересно  Река Дунай

Но разговоры идут именно о 200-х тоннах. Откуда появилось именно число 200 – неизвестно. Кто-то сказал, и все подхватили. Впрочем, что гадать. Всё выяснится, когда корейцы поднимут корабль. А вот каковы будут восторг или разочарование – тут ничего определённого сказать нельзя. Ведь может получиться так, что будут искать золото, а найдут фигу.

Максим Шипунов

Будет интересно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin(*uN/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector