Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пролив Кука

На юго-западе Тихого океана в Полинезии находится такое государство как Новая Зеландия. Располагается оно на 2-х островах – Северном и Южном. Разделяет их пролив Кука. Соединяет он воды Тасманова моря с Тихим океаном. Для людей несведущих пролив не является чем-то особенным и выдающимся. Его минимальная ширина равна 22 км, длина не превышает 107 км, а средняя глубина составляет 128 метров при максимальной глубине 1092 метра. В общем-то цифры обычные, но этот пролив является одним из самых опасных и непредсказуемых водных участков в мире.

Пролив Кука на карте

Историческая справка

В 1642 году голландский мореплаватель Абель Тасман, изучив Тасманию, отправился на восток и доплыл до острова Южный в Новой Зеландии. Его корабль двинулся вдоль берега на север и достиг вод большого открытого водоёма. Но голландец не стал тщательно изучать водоём. Он посчитал, что это всего лишь залив. И лишь через 127 лет выяснилось, что это никакой не залив, а пролив. Открытие это сделал в 1769 году величайший мореплаватель Джеймс Кук. Он нашёл водный путь, соединяющий Тасманово море с Тихим океаном. И сам бог велел назвать этот путь именем Кука.

К концу XVIII века люди полностью освоились в тихоокеанской акватории и начали активно вести китобойный промысел. А киты использовали пролив Кука в период своих сезонных миграций. Вот китобои и стали обустраивать возле пролива свои базы. Очень удобно: не надо рыскать по океану, ища на его безбрежных просторах стада китов. Просто устройся возле пролива и жди, когда появятся могучие морские млекопитающие.

Но китобои тоже люди. Они же не могут годами сидеть возле воды и думать только о китах. Им нужно отдыхать, развлекаться, заводить семьи. Поэтому на берегах залива стали возникать постоянные поселения с обустроенным бытом. А ближе к середине XIX века стали строиться города. В 1839 году был основан Веллингтон, ставший впоследствии столицей Новой Зеландии. Затем появились города Нельсон, Уонгануи.

Так на далёкой от цивилизации земле закрепилась новая колония. Соответственно, начало увеличиваться количество судов, и в 1859 году на мысе Пенкарроу (Северный остров) был возведён первый маяк. Его первым смотрителем стала женщина Мэри Джейн Беннетт. Маяк добросовестно прослужил до 1935 года, а затем был заменён маяком на мысе Беринг.

В своенравном заливе с его сильными ветрами и приливными течениями потерпело крушение очень много судов. При этом в XIX и XX веках погибло большое количество моряков. Виной этому также являются подводные хребты, которые спускаются в глубину от берегов и создают сложные океанские потоки и сильную турбулентность.

Интересные факты

Надо отметить, что пролив Кука облюбовали для себя китообразные. В этих водах можно встретить косаток, дельфинов, китов. Но с последними сложнее, так как люди за последние 200 лет их изрядно поистребляли. И всё же горбатые киты обычны в водах залива. А вот что касается синих китов, сейвалов и кашалотов, то они давно стали редкостью.

На прибрежных скалах есть колония морских котиков. А где морские котики, там и белые акулы. Но страшные зубастые хищники редко попадаются в бурных проточных водах. Им хватает других колоний в тех местах, где вода поспокойнее. Зато акула мако и рыба-меч являются частыми гостями в проливе Кука. Рыбаки же в основном ловят тунцов, хвастаясь друг перед другом размерами пойманной добычи. Вес одной рыбы может доходить до 60 кг, а длина достигать полутора метров.

Паром в проливе Кука
Паром плывёт по проливу Кука

Острова Новой Зеландии связаны паромным сообщением, осуществляемым через пролив Кука. Осуществляется оно между городами Пиктоном и Веллингтоном. Длина пути равна 70 км, а время в пути составляет около 3-х часов. Но для пролива характерны сильные ветра и высокие волны. В это время паромные переправы не работают.

И это абсолютно правильно, так как безопасность людей превыше всего. В 1968 году один из паромов перевернулся и затонул недалеко от гавани Веллингтона. В этой трагедии погибли 53 человека. А всего на борту находилось 735 пассажиров и членов команды.

Ещё одна трагедия случилась в 2006 году. Огромная волна, высотой 14 метров, накренила огромный паром на 50 градусов. Ранения получили 4 человека, а находящиеся на пароме машины и железнодорожные контейнеры были серьёзно повреждены. Так что с проливом Кука шутить опасно. Этот водный путь очень коварен и непредсказуем.

И всё же, несмотря ни на что, находятся отчаянные головы, которые вплавь пересекают пролив. Говорят, что ещё в XIX веке находились смельчаки, преодолевавшие коварные воды. Такое вполне возможно, но вот только имена этих людей история на сохранила.

А в наше время первым героем, бросившим вызов бурным водам, оказался новозеландский пловец и спасатель Барри Девенпорт. Он пересёк своенравный пролив в 1962 году. За ним последовала американская пловчиха Линн Кокс. Она преодолела пролив в 1975 году. На тот момент ей было 18 лет. Но до этого она переплывала 2 раз Ла-Манш, ещё будучи подростком. Так что у молодой женщины был опыт.

Кейтлин О’Райли, переплыла пролив Кука в 12 лет
12-летняя Кейтлин О’Райли, переплывшая пролив Кука

Зато все рекорды побил обыкновенный пожарник Филип Раш. Этот парень 10 раз переплыл Ла-Манш, а затем 8 раз переплыл пролив Кука. При этом у него было 2 двойных перехода. Первый в марте 1984 года и второй в феврале 1988 года. Не надо забывать, что это Южное полушарие, и там всё наоборот. Зимние месяцы на севере являются летними на юге.

Но на коварный пролив замахиваются не только взрослые, но и дети. Своенравный водоём преодолел 11-летний Адитья Раут, а после него в холодные морские воды ступила 12-летняя девочка Кейтлин О’Райли. В общей сложности к 2010 году насчитывалось 65 пловцов, преодолевших пролив Кука. А самой зрелой стала канадка Мэрилин Корзеква. В 2016 году ей исполнилось 58 лет. И сразу же после дня рождения бесстрашная дама покорила участок воды, разделяющий Северный и Южный острова.

Отсюда видно, что не так страшен чёрт, как его малюют. Люди покоряют пролив, причём не силой разума, а всего лишь силой мускулов. Что же касается разума, то есть планы создать возле пролива ветряные станции для выработки электроэнергии. Дело хорошее, нужное, необходимо лишь обуздать грозные силы природы и заставить их приносить пользу людям.

Максим Шипунов