Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Статуя Давида

Когда мы думаем о классических произведениях искусства, то в нашем представлении музей является для них самым подходящим местом. Но часто не учитывается тот факт, что многие творения создавались вовсе не для того, чтобы выставляться в музеях. Прекрасным примером этому служит статуя Давида, созданная Микеланджело Буонарроти в 1504 году.

Эта статуя изображает юношу-героя перед сражением с огромным филистимлянином Голиафом. Юноша обнажён, а из оружия имеет только своё мужество и пращу. Микеланджело начал работу по воплощению в жизнь этого библейского сюжета в сентябре 1501 года во Флоренции. Материалом служила глыба белого мрамора, доставленная из копей Каррары ещё в 1465 году.

Вид на статую Давида

Готовую статую планировалось разместить на вершине кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре вместе с ещё 11 статуями ветхозаветных героев. Поэтому неудивительно, что высота этого шедевра составила 5 метров 17 см, ведь люди должны были хорошо видеть Давида с земли, и он не должен был затеряться среди других аналогичных статуй.

Предполагалось, что данный комплекс, величественно возвышающийся над жителями Флоренции, будет иметь большой религиозный смысл. Зрители будут с благоговением смотреть в небо, а их вера в Бога станет ещё более крепкой. Однако когда Микеланджело закончил своего Давида, проекты по возведению других статуй так и остались проектами.

В дополнение к этому, когда горожане увидели размеры статуи и осознали её вес, то поняли, что поднять на крышу такую громаду будет гораздо сложнее, чем предполагалось изначально. Людей также поразила реалистичность статуи, её максимальная приближённость к жизни вплоть до рельефных вен на руках Давида и непреклонной решимости на лице юноши.

И отцы города посчитали преступлением скрывать всё это от зрителей, установив шедевр высоко на крыше. Был собран совет, в который вошли богатые торговцы, политики, деятели искусства. В задачу этих людей входило определить новое место для статуи. После споров совет принял решение установить статую Давида на площади Синьории возле Палаццо Веккьо, которая к тому времени стала ратушей и домом нового республиканского правительства.

Вид сзади на статую Давида

Это место кардинально меняло значимость статуи. Терялся её религиозный смысл, но зато теперь творение Микеланджело воспринималось как символ борьбы флорентинского народа за освобождение от тирании. Семья Медичи, правившая городом на протяжении нескольких поколений благодаря контролю над банками, была изгнана из Флоренции. Жители стали считать свой город свободным. Но им со всех сторон угрожали богатые и могущественные соперники.

Вот поэтому статуя Давида и стала символом героического сопротивления тем, кто не хотел, чтобы флорентинцы стали свободными и независимыми. Со своим мужественным лицом, в котором читалась несокрушимая воля к победе, библейский юноша как никто другой мог вдохновить людей на борьбу. Он стал грозным предупреждением, ориентированным непосредственно на Рим, который являлся родиной кардинала Джованни де Медичи.

Таким образом, вначале статуе хотели придать чисто религиозный смысл. Однако вмешались исторические обстоятельства. И хотя само творение Микеланджело никак внешне не изменилось, но место, в котором оказалась статуя, поменяло её статус с религиозного на политический.

На площади Синьории библейский Давид, готовящийся сразиться с Голиафом, простоял до 1873 года. Всё это время на него воздействовали перепады температур, ветер, дождь. Шедевр нужно было спасать, и его переместили в Академию изящных искусств, установив в одном из залов. А на площади Синьории вместе оригинала в 1910 году поставили копию.

Статуя Давида и посетители музея

Что же касается оригинала, то в самом начале XXI веке его очистили от накопившихся за многие десятилетия загрязнений. И теперь посвежевшая статуя Давида пребывает в спокойной и упорядоченной обстановке музея рядом с многочисленными незаконченными скульптурами Микеланджело.

Давид уже не несёт в себе ни религиозный, ни политический смысл. Он интерес для людей своим художественным и техническим мастерством. А наблюдательный зритель может заметить, что у статуи голова и руки непропорционально большие. Итальянский скульптор сделал их такими для того, чтобы на них было удобно смотреть снизу.

Таким образом, хотя художественное творение поменяло свою интерпретацию, но его изначальное предназначение никуда не делось. Это обычное явление в искусстве и истории, и статуя Давида вовсе не является исключением в данном вопросе. С неё, кстати, сделано огромное количество копий, которые выставлены по всем миру, и трудно найти человека, ничего не слышавшего об этой работе Микеланджело.

Иннокентий Догилев