Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Связь творчества с деньгами

Разве существует связь творчества с деньгами? Творчество является производной от вдохновения, а деньги представляют собой всего лишь презренный металл. Творчество – это гений, а деньги – злодей. Они никак не должны пересекаться. Однако в реальной жизни всё не так. Эти два антипода очень даже пересекаются и к тому же успешно дополняют друг друга.

В своё время Леонардо да Винчи сказал о деньгах: «Ты зверь чудовищный. Было бы во много раз лучше, если бы ты ушёл из нашей жизни и вернулся обратно в ад». Точку зрения титана Возрождения полностью разделяли Шекспир, Бальзак, Мольер, Гоголь. Все их отрицательные герои являются рабами денег.

Изгнание торгующих из храма
Одна из картин Эль Греко. Очищение храма (Христос изгоняет торговцев из храма)

Негативно относился к звонким монетам и хрустящим купюрам и Александр Сергеевич Пушкин. Он говорил: «Деньги я совсем не люблю, но уважаю в них одно качество – они дают благопристойную независимость», «писать свои сочинения для денег не могу, я пишу для себя, а печатаю для денег», «вдохновение не продаётся, но можно продать рукопись».

И надо сказать, что великий русский поэт время от времени демонстрировал блестящие деловые качества. Он заработал очень много денег, издавая свою поэму «Бахчисарайский фонтан». И «Евгений Онегин» также принёс поэтому немалые барыши. Пушкин настоял на том, чтобы это произведение печаталось отдельными главами. В таком виде оно принесло гораздо больший доход, а если бы роман напечатали сразу и целиком, то прибыль оказалась бы на порядок меньше.

Среди художников самым предприимчивым и расчётливым человеком был фламандец Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он очень успешно конвертировал свой художественный дар в звонкую монету. Сделав себе имя, мастер начал сажать своих учеников писать полотна. Сам же лишь незначительно подправлял, а затем подписывал их работы, выдавая тем самым за свои.

Избиение младенцев
Рубенс. Избиение младенцев

Можно сказать, что Рубенс был хватким дельцом, нашедшим свою золотую жилу. Ему как-то предложили вложить деньги в лабораторию алхимиков, пытавшихся превратить свинец в золото. При этом обещали 50% прибыли. Но мастер отказался, заявив, что его палитра и кисти всегда дадут больший доход.

А на то, что Питер Рубенс, ничуть не смущаясь, эксплуатировал своих учеников, указывает количество картин, которые, якобы, вышли из-под кисти художника. Всего их было 1300, причём некоторые имели очень большие размеры. Помимо картин насчитывалось ещё 300 эскизов, гравюр, рисунков.

Отсюда можно подсчитать, что за 41 год своей деятельности мастер писал в среднем по 60 картин в год. Это получается 5 картин в месяц. Для примера, Леонардо да Винчи за всю свою жизнь создал лишь 20 шедевров. А голландец Ян Вермеер написал 36 картин, но ни одной не продал. И на примере Рубенса очень даже понятна связь творчества с деньгами. Она лежит на поверхности, и с этим никто не будет спорить.

Полной противоположностью деловому фламандцу был Рембрандт Харменс ван Рейн. Этот крупнейший представитель золотого века голландской живописи совсем не имел деловой жилки. Бедняга разорился и умер в нищете. За свою жизнь он создал 350 картин, 100 рисунков и 300 гравюр.

Автопортрет - художник Филонов
Филонов. Автопортрет

Блестящим художником-авангардистом считается Павел Николаевич Филонов (1883-1941). Но этот человек испытывал полное равнодушие к презренному металлу. И деньги, видя пренебрежительное отношение к себе, платили ему тем же. А поэтому Филонов всю жизнь страдал от хронического безденежья, так как относился к тем мастерам, которые не признавали связь творчества с деньгами.

Случалось, что Павел Николаевич питался лишь хлебом и чаем. Категорически отказался от хорошей пенсии и кремлёвского пайка. Свои картины художник не продавал, хотя заманчивых предложений было очень много.

Филонов не брал денег с учеников, а зарабатывал тем, что расписывал таблички с азбукой и рисовал портреты видных деятелей советской власти. Иногда у него не хватало денег, чтобы купить холсты. Тогда он наклеивал бумагу на фанеру и работал. Причём трудился по 16-18 часов в сутки, а умер в блокадном Ленинграде от голода в декабре 1941 года.

Таким образом, видно, что все творцы – люди абсолютно разные. А поэтому связь творчества с деньгами каждый из них воспринимал по-своему. Кто-то использовал божий дар для обогащения, а кто-то всю жизнь отдавал только искусству и совсем не думал о деньгах. Но как бы эти люди не относились к презренному металлу, все они оставили свой след в истории и заслуживают полного уважения.

Иннокентий Догилев