Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Адвокаты католической церкви

Когда и почему появились адвокаты католической церкви? Вопрос этот был напрямую связан с культом местных святых. Каждый город, каждая деревня, каждый регион в Средние века имели своего святого. А как же Богоматерь, Иисус Христос? Сын Божий и мать его были общими для христиан. Их почитали праведные католики во всех городах и весях. Но любой населённый пункт имел своего конкретного святого; он защищал и оберегал только тех людей, которые отдавали дань уважения лично ему.

Такая практика ни у кого не вызывала осуждения, но всё упиралось в то, что количество населённых пунктов увеличивалось, а святых при этом катастрофически не хватало. Поэтому люди пытались найти подходящую кандидатуру среди недавно усопших достойных личностей и канонизировать её. Благодаря этому в святые стали попадать, мягко говоря, странные граждане с довольно неоднозначной репутацией и биографией.

Святая инквизиция

Всё это вызывало тревогу у отцов католической церкви: ведь святым мог стать даже разбойник при существующем положении дел. Выход из создавшейся ситуации нашёл римский папа Сикст V (1585-1590). Он учредил институт, в который вошли адвокаты католической церкви. Делились они на адвокатов Бога и адвокатов дьявола.

В задачу этих людей входило выступать на комиссиях по канонизации. При этом адвокаты Бога должны были защищать кандидатов, перечислять их достоинства и доказывать, что они достойны канонизации. А в обязанности адвокатов дьявола вменялось выискивание недостатков у претендентов, которые всегда имеются у любого смертного. И на комиссиях стали разворачиваться яростные дискуссии между оппонентами. Они с пеной на губах отстаивали своё мнение, а в споре, как известно, рождается истина.

Такие юридические баталии стали нормой после Сикста V, а их результаты самым положительным образом сказались на авторитете католической церкви. Ведь многие претенденты на канонизацию были забракованы благодаря неблаговидным поступкам, совершённым ими при жизни. А выискивали такие проступки именно адвокаты дьявола, и те люди, которые на них работали.

Для примера здесь можно рассмотреть случай с Христофором Колумбом. Епископы Америки решили добиться его канонизации в 1886 году. На комиссии адвокат Бога попытался обосновать причисление Колумба к лику святых. Он заявил, что этот великий мореплаватель, прибыв в страну язычников, обратил их в христианскую веру. Столь веский аргумент вызвал одобрение у членов комиссии, и лица их просветлели.

Но тут встал адвокат дьявола и в своей ответной речи сказал, что, несмотря на все заслуги, первооткрыватель Нового Света был неверен жене, часто изменял ей с другими женщинами и совершил много неблаговидных корыстных поступков. Свои смелые утверждения адвокат подтвердил документальными свидетельствами, и члены высокой комиссии нахмурились. Они посовещались и постановили: Христофору Колумбу в канонизации отказать.

Портрет Сикста V

Но адвокаты католической церкви не ограничивались вопросами, касающимися святости тех или иных личностей. Круг их обязанностей был более широким. В те времена в Европе огромный авторитет имела Святая инквизиция. Она занималась таким вопросом как выявление ведьм и колдунов. В зоне особого внимания находились лекари. Они лечили людей настойками из трав и мазями на основе разнообразных компонентов.

У инквизиторов часто возникали подозрения, что отдельные мази и настойки выписаны по наущению дьявола. Да и действительно, некоторые лекари делали мази, смешивая кошачьи экскременты с костяной мукой. А для изготовления такой муки нередко использовались человеческие останки. Вот поэтому подобные рецепты и являлись убийственным обвинением. Беднягу лекаря обвиняли в колдовстве и тащили на костёр.

Но любой обвиняемый имеет право на защитника. Вот такими защитниками и выступали адвокаты католической церкви. В их задачу входило доказать, что задержанный за колдовство человек не виновен. Наиболее преуспел в такой деятельности Алонсо Салазар де Фриас (1564-1636). Он даже получил прозвище «Адвокат ведьм», так как спас от костра сотни женщин.

Тут надо пояснить, что в средневековой медицине в состав лекарств входили такие составляющие как опиаты и белладонна. И если женщина злоупотребляла лекарством, то у неё могли возникнуть галлюцинации. А так как тема взаимодействия с нечистой силой была чрезвычайно популярной, то и разум несчастной концентрировался именно в этом направлении.

На одном из первых процессов с участием Алонсо рассматривалось дело некой Марии де Ксимильдеги. Она рассказала подругам, что присутствовала на ночном шабаше ведьм. Рассказ женщины быстро разнёсся по округе и достиг ушей местного священника. Тот сообщил куда надо, и дама оказалась перед судом Святой инквизиции. Она поведала, что на шабаше присутствовали ещё 4 женщины, и те также признались в страшном грехе.

Сожжение ведьм

Алонсо пытался защитить женщин, приводя разные доводы, но они суд не убедили. Двух «колдуний» сожгли, а две сели на долгие годы в тюрьму. Адвокат ведьм проиграл суд, но он сделал ряд полезных для себя выводов. В дальнейшем Алонсо начал практиковать перекрёстные допросы. У каждой обвиняемой он уточнял, как она летела к месту шабаша, какие напитки употребляла, где сидел хозяин ада, и как он выглядел.

Это были мелочи, и они у обвиняемых никогда не совпадали, так как в действительности никакого шабаша не было, и никуда женщины не летали. После таких допросов адвокат обычно говорил: «Дьявол вводит в заблуждение тех, кто думает, что был на шабаше. Но я не нашёл ни единого доказательства этому. Я не вижу ни одного факта колдовства, а свидетельства, не подтверждённые фактами, не могут браться за основу обвинительного приговора».

Нет сомнения, что Алонсо догадывался о галлюциногенных свойствах некоторых лечебных средств. Он составил специальный список лекарств из «богоугодных растений», то есть таких, которые не вызывают галлюцинации. Свой список он отвёз в Ватикан, и добился того, что церковь начала настоятельно рекомендовать лекарям пользоваться лишь этими лекарствами.

Итак, теперь мы знаем, что адвокаты католической церкви занимались вопросами канонизации и работали рука об руку со Святой инквизицией, пытаясь объективно разобраться в происках нечистой силы. Но у этих людей была и ещё одна обязанность. Они выступали защитниками животных, которых обвиняли в связях с дьяволом.

Суд над свиньёй

Так, к примеру, адвокат Жак Ферре защищал петуха, снёсшего яйцо. В наше время известно, что петух способен поменять пол по причине инфекционного заболевания. Но в XVI – XVII веках об этом даже не догадывались. Считалось, что если петух начинает нести яйца, то он является помощником дьявола. Из таких яиц появляются змеи; они трансформируются в василисков, а те, как известно, своим взглядом превращают людей в камень.

Звучит жутко и невероятно, но в Средние века люди безоговорочно верили в столь сомнительные истины. Поэтому петуха судили и, несмотря на усилия адвоката, уничтожили. Были и другие судебные процессы над свиньями, кошками, собаками, коровами и даже крысами. Что касается грызунов, то они расплодились в огромном количестве в бургундском городе Отене и начали пожирать зерно. Служители церкви тут же объявили их посланниками дьявола.

На складах и амбарах появились судебные приставы. Они громко зачитали решение суда о явке грызунов на судебное заседание. Защитником в данном процесс выступал адвокат католической церкви Бартоломео Шассен. В назначенный срок он пришёл в зал суда, а вот крысы не явились. Тогда адвокат объявил, что его подзащитные не появятся в суде, так как существует угроза их жизни.

Шассен потребовал, чтобы суд обязал владельцев кошек и собак обеспечить крысам безопасность по пути на судебное заседание. Всё это выливалось в такую нудную и масштабную работу, что судьи, посовещавшись, решили снять все обвинения с грызунов. Вскоре предприимчивые люди привезли в город эффективный яд, и длиннохвостые были уничтожены без всяких судебных решений.

Следует сказать, что практика католических адвокатов была прекращена только в 1983 году по инициативе римского папы Иоанна Павла II (1978-2005). Довольно примечателен тот факт, что с этого момента количество причисленных к лику святых стало неуклонно расти. Но думается, что это временное явление. Вскоре обязательно будут найдены иные рычаги, с помощью которых можно будет объективно оценивать достоинства и недостатки той или иной почившей личности.

Леонид Журавлёв