Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Синдром эконом-класса

Кто-то любит летать на самолётах, а кто-то делает это с явной неохотой. Некоторые люди боятся высоты, другие опасаются воздушных катастроф или террористических актов. Продвинутые технари знают, как делается техника, поэтому садятся в самолёт лишь тогда, когда деваться некуда. Но мало кто задумывается, что авиаперелёт и здоровье имеют прямую связь, и даже вполне удачный и комфортный полёт может стать причиной смерти пассажира.

Разговор у нас будет связан с синдромом эконом-класса. Так по-крайней мере его называют, хотя ему подвержены и пассажиры бизнес-класса, заплатившие за билет гораздо больше. А связан синдром с теснотой салона воздушного лайнера, длительным пребыванием в сидячем положении, недостатком двигательной активности.

Пассажиры эконом-класса

Вначале давайте обратимся к медицинской статистике. Она утверждает, что у 10% людей в кровеносной системе есть тромбы или сгустки крови. Размеры у них разные, а от этого напрямую зависят их внешние проявления. В самолёте резко возрастает вероятность того, что тромб оторвётся от стенки сосуда и закупорит, к примеру, лёгочную артерию.

В этом случае очень быстро наступает тяжелейшее состояние, которое именуется тромбоэмболией лёгочной артерии. Это резкая боль в груди, затруднённое дыхание, а по прошествии нескольких минут наступает смерть. Но коварство воздушных перелётов заключается в том, что приступ не всегда наступает в самолёте. Очень часто он проявляется по прошествии нескольких дней после полёта. Поэтому подлинных масштабов данного явления просто не видно.

Нужно отметить, что первые случаи синдрома эконом-класса были зарегистрированы в 1954 году, и с тех пор регулярно фиксируются другие случаи. Фактическая же частота этой напасти, по указанной выше причине, неизвестна. Но есть ориентировочные показатели.

Если в салоне самолёта сидят абсолютно здоровые люди, то при рейсе продолжительностью более 4 часов риск составляет 1 на 6 тыс. человек. Если же продолжительность авиарейса увеличивается до 8 часов, то уже 1 человек из 4 тыс. может испытать на себе синдром эконом-класса. В целом же надо отметить, что относительный риск при увеличении продолжительности полёта на 2 часа возрастает на 18%.

Таким образом, авиаперелёт провоцирует образование или увеличение тромбов в крови. И вот представьте, если в авиалайнере летит 300 пассажиров, то часть из них, пусть и незначительная, находится в зоне риска и подвергает свою жизнь смертельной опасности. Нельзя сказать, что на данную проблему не обращают внимание. Во многих развитых странах ею занимаются чрезвычайно серьёзно.

Главная причина возникновения злополучного синдрома – бездействие мышц ног. Именно они возвращают кровь к сердцу, но в полёте данная функция не используется. Поэтому кровь скапливается в венах на ногах, и увеличивается риск её свёртывания. Отсюда напрашивается простой вывод: необходимо периодически вставать во время длительного полёта и помнить, что если рейс длится более 8 часов, то он является наиболее рискованным.

Вероятность заполучить синдром эконом-класса во многом зависит от того, где человек сидит. Самым нежелательным является место у окна. Если пассажир устроился именно там, то у него имеется меньше всего шансов передвигаться во время полёта. Нужно понимать, что в сидении у окна нет ничего волшебного, просто человек меньше двигается.

Некоторые специалисты настоятельно рекомендуют пить в полёте как можно больше воды и полностью отказаться от алкоголя. Но в действительности жидкость никак не влияет на образование или не образование тромбов. Другое дело, что после большего количества выпитого придётся часто бегать в туалет. Это очень хорошо, так как мышцы ног в этом случае будут постоянно задействованы.

Ноги пассажиров в поднятом положении

Но это советы, а что делают сами авиакомпании для предотвращения нежелательных инцидентов. В Великобритании с этой целью придумали специальную подушку, которая состоит из 2-х камер. Пассажиры поочерёдно нажимают на каждую из них и тем самым активизируют свою мышечную деятельность. Кровообращение при этом улучшается, что исключает застой крови и образование тромбов.

Совсем недавно стали практиковаться специальные медицинские гольфы. Ими снабжают пассажиров на время полёта некоторые большие авиакомпании. Специалисты утверждают, что гольфы являются хорошей защитой от тромбов.

Помимо этого, врачи настоятельно рекомендуют перед посадкой в самолёт принять таблетку аспирина. Он, как всем хорошо известно, разжижает кровь и служит эффективным средством безопасности.

Итак, для крупных авиакомпаний уже давно не секрет, что авиаперелёт и здоровье являются очень близкими понятиями. Поэтому определённые действия по защите пассажиров от злополучного синдрома эконом-класса принимаются. Однако пассажиры тоже должны думать о своей безопасности и строго выполнять те профилактические меры, которые предлагают им специалисты от медицины.

И, наконец, самое главное. Если пассажир не подвержен ожирению, у него нет воспалительных заболеваний, он не переносил незначительные операции в течение трёх дней до полёта, не страдает варикозным расширением вен, сердечной недостаточностью, у него не было острого инфаркта миокарда в течение шести недель до полёта, он не проходит курс гормональной терапии, у него нет рака, то тогда он относится к группе здоровых людей. И совет для таких пассажиров может быть только один: не думать в полёте об образовании тромбов, забыть о них вообще. И спокойная внутренняя гармония будет самой лучшей профилактикой.

Владислав Овечкин