Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Почему дают чаевые

Чаевые – явление очень распространённое во всех уголках мира. Давать их совсем не обязательно. Никто не имеет права заставить человека заплатить сверх положенного. Однако существуют неписанные правила, предусматривающие вознаграждение обслуживающему персоналу. Его средняя величина обычно составляет 10% от общей стоимости услуги. Это, так сказать, общепринятые мировые стандарты. Так почему дают чаевые и какова их величина в разных странах мира.

Человеку дают чаевые

К примеру, в Турции носильщику дают сверх положенного 1 доллар. Официанту в ресторане к сумме счёта прибавляют ещё 10%. А вот в турецкой бане массажисту добавляют 20% к установленной цене. В США чаевые в ресторанах колеблются в пределах 10-15% от стоимости заказа. Причём сумма обычно округляется. Если 10% составляют 35 долларов и 85 центов, то даётся обычно 36 долларов. В номере отеля перед уходом принято оставлять 1 доллар для горничной.

В итальянских ресторанах в меню указывается, входит ли обслуживание в цену заказа или нет. Если входит, то чаевые платить не надо. Если же такой записи в меню нет, то официанта следует отблагодарить денежной суммой в размере 10% от суммы счёта. Лучше всего в Чехии. В этой стране вознаграждение принято давать только за качественное обслуживание. Причём платят не только официантам и горничным, но и гидам за их услуги.

А как обстоят дела в авиации? В воздухе давать чаевые не принято. Стюардессе не кладут на поднос долларовые бумажки, а уж тем более не просят её передать 10% от стоимости билета командиру воздушного судна. Объясняется это высокими ценами за полёт, а также тем, что в его стоимость входит и обслуживание, и питание, и любой другой непредвиденный сервис. Да и исторически так сложилось, что членам экипажей воздушных судов чаевые не дают.

Оплата счёта и чаевые

А вот в море всё по-другому. Здесь денежные вознаграждения являются давней традицией. Стюарду обычно дают 2 доллара в сутки. Такой же суммой одаривают официанта и метрдотеля. Но совсем не обязательно каждый день доставать из кармана соответствующую сумму. Обычно это делается в конце круиза. На многих морских лайнерах принято оставлять в каждой пассажирской каюте конверт. Именно в него и ложится вознаграждение обслуживающему персоналу. Впрочем, деньги можно передать и лично в руки тому же официанту или стюарду.

Попадаются, правда, прижимистые пассажиры, не желающие расставаться со своими кровными. Так на одном из морских туристических лайнеров обслуживающий персонал объявил бойкот гражданам Германии. В то же время к англичанам отношение заметно улучшилось. Руководство компании оказалось в затруднительном положении. С одно стороны жалобы от немцев, а с другой, благодарности от англичан. В конце концов, было найдено компромиссное решение. В цену круиза для немцев стали сразу закладывать и чаевые.

Будут чаевые, будет улыбка

Чаевые – это не только передача денег из рук в руки. Они несут в себе и определённую психологическую составляющую. Именно она и является главной причиной того, почему дают чаевые. Тут дело в том, что человек, дающий деньги официанту или горничной, начинает чувствовать себя полноправным господином. От этого улучшается настроение и общий тонус организма.

Но это касается людей с обычной психикой. Прижимистые и жадные граждане категорически против чаевых. Обслуга такие проявления характера очень хорошо чувствует. Соответственно, падает качество сервиса (вспомним тех же немецких туристов).

Дополнительное вознаграждение за труд в сфере обслуживания некоторые экономисты объясняют маленькой зарплатой. Хотя мало верится, что официант или горничная с высокой зарплатой откажутся от чаевых. Много денег никогда не бывает. Поэтому разумнее предположить, что плата сверх положенного является исторически сложившейся традицией. Посетители ресторанов и жильцы отелей тешат своё самолюбие и выражают отношение к качеству сервиса. Ведь за плохое обслуживание никто дополнительных денег давать не будет.

Виталий Звонкий