Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Загадка Фредерика Валентича

Кто такой Фредерик Валентич? Это австралийский пилот, бесследно пропавший 21 октября 1978 года во время обычного полёта над водами Бассова пролива. Он должен был пролететь 232 км на лёгком одномоторном американском самолёте Cessna 182L. Этот полёт осуществлялся субботним вечером, и его начало было вполне обыденным. Но вдруг Фредерик сообщил авиадиспетчеру в Мельбурне, что над ним появился странный самолёт. После этого последовали 6-минутные переговоры с диспетчером, и Cessna 182L пропал вместе с пилотом. Так появилась загадка Фредерика Валентича.

Фредерик Валентич и самолёт Cessna 182L

Кратко о Фредерике Валентиче

Родился Фредерик 9 мая 1958 года в Мельбурне. С детских лет начал интересоваться авиацией. Поставил перед собой цель стать профессиональным лётчиком. Вначале хотел попасть в военно-воздушные силы Австралии, но дважды завалил экзамены, и поставил на военной карьере крест. Но была ещё гражданская авиация. Поэтому юноша стал членом авиационного учебного корпуса и получил возможность летать.

В общей сложности он налетал 150 часов, стал пилотом 4-го класса. Это дало молодому человеку возможность летать ночью, но лишь в визуальных метеорологических условиях. Однако полноценный пилот должен был иметь лицензию. А Фредерик Валентич никак не мог сдать экзамены, чтобы получить её.

Фредерик Валентич возле самолёта Cessna 182L
Последняя фотография Фредерика Валентича

В воздухе он тоже был далеко не асом. У него всё время случались какие-то воздушные инциденты. Он самовольно отклонялся от курса, несколько раз летал в облаках, что категорически запрещалось. И надо сказать, что парень был помешан на НЛО. Считал, что такие объекты действительно существуют и очень боялся их нападения.

И вот такой человек, имевший слабые теоретические и практические знания, предрасположенный к нарушению дисциплины, отправился субботним днём в полёт по маршруту Муррабин (аэропорт возле Мельбурна) – аэропорт острова Кинг. Полетел он якобы для того, чтобы забрать с острова друзей. Это походило на правду, так как самолёт мог перевозить 3-х пассажиров. Но потом выяснилось, что никаких друзей на острове Кинг не было.

Загадка Фредерика Валентича

Итак, Фредерик Валентич взлетел, и его воздушное судно устремилось на юг. Но в 19:06 молодой человек сообщил в диспетчерскую службу Мельбурна, что над ним, на высоте 1400 м, летит неизвестный самолёт. Диспетчер ответил, что на указанной высоте нет никаких самолётов. Однако Валентич настаивал. Он заявил, что это большой самолёт, и он освещён яркими огнями.

В то же время молодой человек не смог назвать тип этого воздушного судна, даже когда тот пролетел над ним на высоте 300 метров. Затем Фредерик сообщил, что неизвестный самолёт приближается с востока, причём вращается. У него блестящая металлическая поверхность, и на ней горят зелёные лампочки. После этого прошло немного времени, и Валентич заявил, что с двигателем его самолёта возникли проблемы. Последняя фраза, которую услышал диспетчер, была: «Это не самолёт». Её Фредерик произнёс в 19:12, и связь прервалась.

Местные власти организовали поиски на суше и на воде. Были задействованы морские суда, самолёты. Площадь поисков составила 1 тыс. кв. миль. Поисковые работы велись вплоть до 25 октября 1978 года, но не дали никаких результатов. Так возникла загадка Фредерика Валентича, взбудоражившая и Тасманию, и материковую Австралию.

Расследование проводило министерство транспорта Австралии. Но оно не смогло установить причину исчезновения самолёта. А через 5 лет на острове Флиндерс нашли люк капота двигателя, выброшенный на берег. Был сделан запрос в исследовательскую лабораторию при военно-морском флоте. Оттуда пришёл ответ, что данная деталь идентифицирована как принадлежащая самолёту Cessna 182L в том диапазоне серийных номеров, в который входил и самолёт Фредерика Валентича.

Версии

Существует несколько версий, пытающихся объяснить загадку Фредерика Валентича. Первая версия утверждает, что молодой человек инсценировал своё исчезновение. В его самолёте было много топлива, и он вполне мог долететь до мыса Отуэй на юге Виктории, то есть преодолеть расстояние в 800 км. К тому же погода была хорошая, вполне лётная. А самое главное, в районе мыса Отуэй в то самое время совершил посадку лёгкий самолёт. Его видело несколько человек, но куда он делся потом – установить не удалось.

Другая версия утверждает, что 20-летний лётчик в какой-то момент времени потерял ориентацию и полетел вниз головой. В воде стали отражаться огни самолёта, а пилот принял их за огни другого воздушного судна. Но тут есть один нюанс. Cessna 182L не может долго лететь в перевёрнутом состоянии, так как его топливная система оснащена гравитационной подачей. Поэтому двигатель быстро бы заглох.

Третья версия самая тривиальная – самоубийство. Но следствие очень тщательно опросило врачей, родственников, знакомых молодого пилота. Все эти люди регулярно контактировали с Фредериком Валентичем и в один голос заявили, что он не страдал приступами депрессии, а, наоборот, был человеком жизнерадостным, контактным и никогда не заговаривал о самоубийстве.

Четвёртая версия крутится вокруг иллюзии наклона горизонта. Она обманула неопытного пилота, и он ввёл самолёт в кладбищенскую спираль. То есть молодой человек испытал пространственную дезориентацию и потерял представление о высоте самолёта. Возникшие при затягивании спирали перегрузки резко уменьшили расход топлива, а это привело к «грубому холостому ходу». Что же касается огней другого самолёта, то это, по всей видимости, были крупные яркие звёзды в уже потемневшем небе.

НЛО над самолётом

И, наконец, пятая версия, без которой загадка Фредерика Валентича потеряла бы всю таинственность, первозданность и прелесть. Это конечно же вмешательство НЛО. И надо сказать, что у этой версии очень много поклонников.

Оказывается, в тот злополучный день, когда пропал самолёт, некоторые люди, находящиеся в районе Бассова пролива, видели беспорядочные зелёные огни в небе. А ведь Валентич как раз и говорил о зелёных огнях. И так уж получилось, что среди очевидцев нашёлся некий Рой Манифолдом, который сфотографировал то таинственное, что сопровождало зелёные огни 21 октября 1978 года.

На этих фотографиях виден движущийся объект, причём он не просто двигается, а появляется из воды возле маяка на мысе Отуэй. У него средние размеры, и он окружён облаком в виде пара. Но изображения оказались недостаточно чёткими, а поэтому загадочный объект никто не смог идентифицировать.

Итак, есть загадка Фредерика Валентича и есть версии, пытающиеся её разгадать. Все они имеют право на жизнь, а вот самого молодого пилота видимо нет в живых. Да и действительно, прошло уже столько лет, что даже самые оптимистичные надежды растаяли как дым. Постепенно тает и надежда докопаться до истины. Но может быть, ещё появятся какие-то факты, которые сумеют пролить свет на это таинственное событие. Будущее всегда полно неожиданностей, поэтому категорично ничего утверждать нельзя.

Леонид Грибов