Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Заключительное медитативное состояние

Считается, что одним из самых удивительных эффектов медитации является сравнительно медленный процесс старения теля. Означает это то, что человек, занимающийся медитацией, выглядит гораздо моложе своих ровесников, которые никогда не медитировали. Но это не всё. Существует также так называемое заключительное медитативное состояние. Его суть рассмотрим на примере тибетского буддийского монаха Геше Лхундуб Сопа.

Этот человек являлся наставником Далай-ламы в Тибете, а в 1967 году переехал в штат Висконсин, США. Там был организован буддийский центр Дир-Парк, в котором Сопа стал соучредителем. По совместительству он занялся преподавательской деятельностью в университете Висконсина.

Монах медитирует

Ему было что рассказать студентам о тайнах человеческого мозга, и на этой почве монах подружился с известным американским нейробиологом Ричардом Джоном Дэвидсоном. Их дружба продолжалась много лет, но 28 августа 2014 года в возрасте 91 года Геше Лхундуб Сопа скончался.

Дэвидсон в это время тоже уже был глубоким стариком, но у него хватило сил, чтобы приехать в буддийский центр и проститься со своим старым другом. И вот как Ричард Дэвидсон описал это прощание, которое несколько затянулось:

«После смерти моего друга прошло 3-е суток, но его тело выглядело как живое. Монахи прислонили усопшего спиной к стене, и создавалось впечатление, что Сопа вовсе не умер, а медитирует. Самым же поразительным было то, что от тела монаха не исходил трупный запах, а кожа была свежей, как при жизни.

Я вернулся в Дир-Парк через 5 дней. Сопа всё так же сидел, прислонившись к стене, а на его теле не было никаких изменений. Та же свежая кожа и никакого трупного запаха. Это было потрясающе и выходило за рамки привычных научных знаний».

Буддисты Тибета считают, что такие монахи, у которых уже остановилось сердце, ещё не умерли. Они проходят через заключительное медитативное состояние. Называют его кратко – тукдам. В это время сознание постепенно трансформируется в осознание или ясный свет. И лишь после окончания процесса трансформации начинается разложение плоти. И действительно, тело Сопы начало разлагаться на 15-й день после смерти, и его сразу же кремировали.

С помощью инструментов нейробиологии американские специалисты провели исследования нескольких тел умерших монахов, практиковавших при жизни медитацию. Для этого пришлось ехать в Индию и проводить эксперименты там. Но специалисты не обнаружили активности мозговых волн у недавно почивших монахов. Ниже приводится краткая аннотация данного эксперимента:

«Исследования ЭЭГ в раннем посмертном интервале проводились под руководством Центра здорового разума при университете Висконсин. При этом были осуществлены исследования посмертного медитативного состояния, практикуемого некоторыми буддийскими монахами. Цель исследования заключалась в изучении заключительного медитативного состояния, в котором замедляется распад человеческого тела.

Эксперименты показали, что мозги недавно умерших монахов не подают никаких сигналов. По своим параметрам они ничем не отличается от мозга любого умершего человека. При этом невозможно выяснить, почему тела так долго не разлагаются. Обычно процесс разложения начинается уже через несколько часов после смерти. В данных же случаях тела оставались абсолютно свежими, а кожа упругой и эластичной в течение многих дней.

Вывод таков, что нужны дальнейшие изучения взаимосвязи между активностью мозгового вещества и процессом умирания. Необходимо эмпирически оценить длительный процесс смерти и более конкретно исследовать возможную мозговую активность после прекращения сердечной и дыхательной функций».

Тибетские буддисты рассматривают биологическую смерть не как внезапный и окончательный конец, а как медленный процесс или путешествие через различные душевные состояния. При этом функции мозга вообще не задействуются, так как серое вещество умирает вместе с телом.

Далай-лама как-то сказал: «То, что наука считает невозможным, мы тоже считаем невозможным. Но то, что наука не может найти – это уже совершенно другое дело».

И примером этому является наше сознание. Люди обладают сознанием тысячи лет, но до сих пор не знают, что это такое на самом деле. Какова природа сознания, как оно функционирует – это тайна. И заключительное медитативное состояние является очень сложной головоломкой. Оно указывает на то, что сознание не связано с мозгом в точности так, как мы думаем.

Стас Анисимов