Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Шимпанзе Уошо

Ни для кого не секрет, что животные активно общаются друг с другом. При этом они используют звуки, характерные позы, движения. Подобным образом они предупреждают своих сородичей об опасности, наличии корма, демонстрируют расположение или агрессию. Однако набор сигналов и движений ничем не похож на осмысленную речь. Поэтому у людей никогда и мысли не возникало разговаривать с животными, но однажды появились энтузиасты, решившие бросить вызов общепринятым стереотипам.

Такими энтузиастами во второй половине 60-х годов прошлого века оказались исследователи-физиологи, супруги Беатрис и Аллен Гарднеры. Работали они в Университете Невады в Рино и высказали интересное предположение. Супруги заявили, что обезьяны не могут произносить слова из-за особенностей голосового аппарата, который никак не приспособлен к членораздельной речи. Поэтому нужно попробовать начать общаться с ними с помощью рук, то есть на языке жестов.

Человек общается с обезьяной

Такая попытка, получившая статус эксперимента, была начата в июне 1966 года. Для этих целей была взята совсем молодая обезьяна шимпанзе по кличке Уошо. Её поймали в Западной Африке, когда обезьяна осталась одна после гибели матери. В Неваду она попала совсем молодой самкой, которой ещё не было и года.

И вот Гарднеры решили обучить шимпанзе Уошо амслену – языку глухонемых. Ситуацию облегчало то, что подопытная обезьяна не общалась со своими сородичами после смерти матери. Она всё время жила среди людей, а поэтому не усвоила жесты и мимику, свойственные шимпанзе. Поэтому Гарднеры и другие сотрудники лаборатории при обезьяне начали общаться только на амслене, чтобы именно язык жестов зафиксировался в подсознании животного в качестве единственной формы общения.

Экспериментаторы тщательно продумали образ жизни обезьяны, чтобы побудить её пользоваться языком глухонемых для выражения своих желаний. Сам эксперимент был начат в июне 1966 года и продолжался 5 лет. Всё, что делала Уошо в течение этого времени, тщательно записывалось и сортировалось с учётом степени достоверности. Большое значение имели факты – выполнялись ли жесты самостоятельно или с подсказкой; регулярно ли употреблялись жесты в нужном значении или это были случайные верные совпадения.

Важным пунктом исследования было сравнение умственного развития шимпанзе с развитием глухонемых детей, которых обучали по аналогичной программе. Сама же процедура заучивания жестов была очень простой. Специалисты показывали шимпанзе какой-либо предмет, а потом брали её за руки и складывали их нужным образом.

Через какое-то время Уошо запоминала нужный жест в нужном контексте. К примеру, обезьяне показывали шляпу, а потом хлопали ладонью по макушке. Когда шимпанзе при виде шляпы начинала проделывать нужный жест самостоятельно, её награждали чем-нибудь вкусненьким. Другой способ заучивания нужных жестов заключался в подражании. В присутствии обезьяны постоянно чистили зубы, и она стала повторять эти движения, ассоциируя их с зубной щёткой.

Уошо и Гарднеры

Шимпанзе Уошо демонстрировала великолепное понимание заученных жестов. Она показывала шляпу, просто увидев её на картинке. То же самое касалось и других предметов. Что-то она могла попросить для игры, когда этого не было в поле зрения. Осмысленность жестов с годами становилась всё лучше и лучше. Так, услышав тиканье часов, она использовала жесты «рука» и «слышать». Если где-то недалеко лаяла собака, то показывала «собака» и «слышать».

К концу второго года обучения шимпанзе начала строить смысловые фразы из 2-х слов. Так, просясь на прогулку из вольера, она показывала жестами экспериментатору: «подойди, открой». Увидев конфету, показывала: «дай сладкое». Иногда даже вступала в короткие диалоги с людьми, и что интересно, стала различать смысл в зависимости от порядка жестов.

Уошо хорошо знала фразу: «я чешу ты». При этом инструктор чесал обезьяну, сопровождая действия соответствующими знаками. Но однажды он собрал фразу по-другому: «ты чешешь я». Шимпанзе была озадачена. Она подставила бок, чтобы его почесали, но человек не спешил выполнять это действие. Он вновь собрал фразу: «ты чешешь я». И обезьяна догадалась, что от неё требуется. Она начала чесать одежду человека.

Всё это указывало на то, что мозг обезьяны обладал способностью творчески перерабатывать накопленный жизненный опыт. Иными словами, он умел абстрактно мыслить. Но это было не всё. Шимпанзе Уошо с помощью жестов передавала и свои эмоции. Как-то погода была плохой, и обезьяне было отказано в ежедневной прогулке. Она очень расстроилась и жестами показала: «я плакать».

Ним Чампски учится жестам

Нет сомнения, что супруги Гарднеры достигли блестящих результатов. К эксперименту с обезьяной они подошли не стандартно, сделав упор на то, что речь и язык вовсе не одно и то же. Они доказали, что животное может говорить, а препятствие заключается лишь в физиологии. В то же время беседы с животными никогда не будут интеллектуальными, но возможность подобного диалога можно охарактеризовать как прорыв, открывающий широкие научные перспективы.

Экспериментаторы свернули проект в 1972 году и занялись другой научной деятельностью. А Уошо перевели в Университет Оклахомы в Нормане. Там опеку над ней взяли другие специалисты. В 1980 году обезьяна переехала в Центральный Вашингтонский университет. Там она прожила всю оставшуюся жизнь, а умерла 30 октября 2007 года в возрасте 42 лет. Следует заметить, что был ещё один аналогичный эксперимент с шимпанзе по кличке Ним Чампски. Длился он с 1973 по 1977 годы, но оказался гораздо менее успешным и не произвёл должного впечатления на научный мир.

Илья Воронин