Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Эффект Рингельмана

Обычно говорят: если больше, то лучше. Однако есть другая фраза – больше вовсе не значит лучше. Именно реальность второй фразы и доказал французский учёный, занимавшийся вопросами сельского хозяйства, Максимилиан Рингельман (1861-1931). Этот почтенный господин наглядно показал всему миру, что когда люди работают в группах, то производительность каждого отдельного человека падает. Данное доказательство вошло в социальную психологию как эффект Рингельмана и заложило основу такому понятию как социальная леность.

Нужно сразу отметить, что Рингельман вовсе не ставил перед собой задачу заниматься вопросами социальных эффектов. Его волновали более обыденные явления, связанные с тягловыми животными (лошади, быки). По ходу дела он начал изучать и коллективную работу людей. В 1913 году Максимилиан Рингельман провёл ряд экспериментов, которые не представляли из себя ничего особенного. Просто группа людей поднимала тяжести и перетягивала канаты. Но благодаря именно этим простым действиям и был внесён заметный вклад в социальную психологию.

Эффект Рингельмана в действии

И что же это были за действия? Люди в течение 10 секунд перетягивали канат. Вначале поодиночке, затем группами, в которых насчитывалось 7 и 14 человек. Силу, которую прикладывали люди, фиксировал динамометр. Результаты оказались очень интересными. Когда канат перетягивали в одиночку, то усилие одного человека составляло 85 кг. А вот когда люди занимались подобным группами, то результаты оказались совсем иными. В группах по 7 человек каждый участник в среднем прилагал усилие не более 65 кг, а в группах по 14 человек данный показатель падал до 58 кг.

Такие результаты Рингельмана озадачили. Он-то поначалу думал, что усилие одного человека, зафиксированное при перетягивании каната в одиночку, нужно будет просто умножить на 7 и 14, но практика показала совсем другую картину. Тогда настырный француз решил попробовать с перекладиной, закреплённой на 2-колёсной тележке. Один человек толкал такую тележку, вцепившись в перекладину с силой 171 кг. А вот 2 человека уже прилагали меньшие усилия, в среднем по 154 кг каждый.

Последующие эксперименты показали, что чем больше людей задействовано в одной и той же работе, тем ниже их суммарная эффективность. Получалось, что один человек работает всё хуже и хуже, чем больше членов в группе. Так если взять усилие одного человека за 1, то усилия 2-х человек должны равняться 2-м. Но в действительности они будут равняться 1,86. Соответственно, 3 человека создадут 2,63 усилия, 4 человека – 3,12 усилия, 5 человек – 3,68 усилия, 6 человек – 3,96 усилия, а 7 человек выдадут «на-гора» всего 4,36 усилия.

И интересный факт. Из приведённых цифр видно, что чем больше людей, тем ниже эффективность каждого. Однако все участники групп, с которыми беседовал Рингельман после экспериментов, заявляли в один голос, что во время работы хоть в одиночку, хоть в группе, выкладывались на полную катушку. Эффективность снижалась напрямую с увеличением количества людей, но каждый работающий не ощущал этого, так как психологически убеждал себя, что работает очень усердно.

Таким образом, эффект Рингельмана положил начало активному изучению такой тенденции в поведении людей как социальная леность. Среди главных причин, её провоцирующих, назвали: снижение мотивации с увеличением числа людей, потеря собственной идентичности, снижение ответственности за конечный результат, чем больше людей, тем менее они скоординированы, невозможность фиксировать конкретный вклад каждого участника.

Люди несут бревно

Эксперименты французского учёного повторили во второй половине XX века. Однако ничего не изменилось; выводы остались теми же самыми. Эффект Рингельмана оказался незыблемым. Единственное, специалисты предложили способы по снижению эффекта. Это в первую очередь ответственность каждого за конечный результат: чем она выше, тем ниже социальная леность.

Оценка окружающих тоже снижает леность, так как здесь начинает работать фасилитация. Она провоцирует личностные изменения из-за нежелания получить общественное осуждение. А вот анонимность, наоборот, повышает социальную леность.

Большое значение имеет менталитет тех людей, которые занимаются общей работой. Есть культуры, которые превозносят индивидуальные достижения. И если работники являются носителями одной из таких культур, то их леность будет высокой. Интересно то, что у женщин леность выражена ниже, чем у мужчин. Но это уже относится к особенностям психики сильного и слабого полов.

Определённый вклад в уменьшение социальной лености вносит сплочённость коллектива. Если в нём все участники прекрасно знают друг друга, давно сработались, поддерживают хорошие отношения, то возникает так называемое «чувство локтя». Такие люди стараются не подводить друг друга и выполняют коллективный труд ответственно и добросовестно.

В наши дни многие компании учитывают эффект Рингельмана, ведь от эффективной работы коллектива напрямую зависит прибыль. Поэтому практикуются различные бизнес-тренинги, командные игры, разрабатывается специальная корпоративная культура. Однако не всегда такой подход внедряется грамотно, с учётом особенностей человеческой психики.

Бурлаки на Волге

На сегодняшний день разработаны следующие общепризнанные правила, направленные на снижение социальной лености:

1. До каждого члена коллектива доводится важность задания или проекта, и на каждого человека возлагается индивидуальная ответственность.

2. Рабочая группа должна обладать высокой сплочённостью. А это возможно при доверительных отношениях и психологической совместимости.

3. Конечная цель проекта или задания должна быть доступна каждому члену группы. Не должно быть никаких секретов и недомолвок, чтобы у людей не возникло ощущение своей малозначимости, приниженности собственных достоинств.

4. Каждый должен чётко осознавать свой личный вклад в выполнении поставленной задачи. Это стимулирует принадлежность к команде, вызывает доверие к окружающим и самоуважение.

Всё это направлено на то, чтобы создать в коллективе комфортную рабочую атмосферу, дать возможность каждому работнику почувствовать себя человеком, выполняющим ответственное дело. И если такое удаётся, то тогда компания имеет высокие прибыли. Однако на практике не у всех получается так, как надо. Работники не чувствуют свою индивидуальность, и эффект Рингельмана работает на полную мощь.

Илья Воронин