Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Психология свидетельских показаний

Решения судебных органов во многом зависят от свидетельских показаний. Это важнейшая составляющая любого судебного процесса. В то же время хорошо известно, что каждый человек по-своему воспринимает любые события, в том числе и криминальные. Поэтому ещё в конце XIX века в юриспруденции появилось такое направление как психология свидетельских показаний.

Базируется это направление на том, что человеку свойственно заблуждаться. Это означает, что память и наблюдательность иногда могут сыграть с людьми злую шутку. Отсюда следует, что при оценке точности рассказов, связанных с криминальными эпизодами, нужно обязательно учитывать индивидуальные черты свидетелей.

Свидетель даёт показания

Здесь большую роль играют интеллектуальное развитие человека, способность его памяти точно воспроизводить события, полноценность таких органов как зрение, слух, обоняние, осязание. Если хоть один из этих факторов имеет отклонения, то свидетель может неправильно воспринимать события и неверно рассказывать о них на суде.

Большую роль играет вовлечённость очевидца в те события, о которых он рассказывает, стоя перед судьёй. Это во многом влияет на детализацию рассказа. Если человеке посторонний, то его сведения будут отличаться лаконичностью. А вот непосредственный участник способен говорить долго и много. При этом не исключены определённая эмоциональная составляющая и предвзятость.

Непосредственный участник, к тому же заинтересованный участник, часто концентрируется на эмоциональных, значимых фрагментах криминального события. Во время рассказа углубляется в детали, что абсолютно несвойственно стороннему очевидцу. Последний излагает то, что произошло во время происшествия и после него сбалансировано, то есть его рассказ состоит из одинаковых по времени двух частей. А вот если нарушается баланс между частями, то это указывает на то, что сообщаемая информация может не соответствовать истине.

Примечателен тот факт, что когда свидетель просто рассказывает о том, что видел, то он более точно отображает случившееся происшествие, чем когда отвечает на вопросы. Причина данного феномена заключается в том, что когда человек что-то рассказывает, он не сомневается. А вот вопросы часто касаются деталей. В них рассказчик может быть не уверен, а поэтому начинает путаться.

Не нужно также забывать, что вопросы могут формулироваться некорректно или быть наводящими по своему смыслу. Отвечая на подобные вопросы, свидетель пытается воспроизвести плохо известные ему обстоятельства и при этом часто ошибается и путается. Считается, что при ответах на вопросы свидетель допускает в 6-7 раз больше ошибок, чем когда просто рассказывает в свободной форме о виденном преступлении.

Иногда свидетели ведут себя очень эмоционально

Следует также отметить, что психология свидетельских показаний выявила прямую связь между полом, возрастом очевидцев и их способностью оценивать временную протяжённость преступления. Женщины хуже ориентируются во времени, чем мужчины. В понимании слабого пола время течёт быстрее. Также дамы чаще ошибаются в определении расстояния, в количестве предметов.

Свидетельские показания людей с гуманитарным образованием менее точные, чем людей с техническим образованием или вообще без такового. Также примечательно то, что все свидетели испытывают затруднения, давая оценку величинам, связанным с ростом, телосложением. Что же касается детей, то их показания лучше вообще не брать на веру. Каждое утверждение ребёнка требует отдельной тщательной проверки.

Определённые проблемы исходят от свидетелей, имеющих профессиональную деформацию мышления. Это руководители, люди науки, преподаватели, юристы, врачи. Для них свойственны категоричность в суждениях, отрицание собственных ошибок. Такой свидетель будет утверждать, что он прав, даже если всё указывает на то, что он ошибается.

Но вернёмся к детям. Получение свидетельских показаний от них – это отдельная проблема. На основании психологии свидетельских показаний рекомендуется допрашивать детей не абы кому, а лишь сотрудникам, получившим необходимую психологическую и педагогическую подготовку.

Дети-свидетели доставляют чрезвычайно много хлопот

С детьми работать сложно, а дело заключается в том, что они неискренни. Но вовсе не из-за злонамеренности, а из-за особенностей психики. Детям льстит, когда они окружены вниманием взрослых. Также не надо забывать, что они предрасположены к фантазиям. Поэтому если воспринимать детские рассказы некритично, то можно забраться в такие дебри, из которых потом не выберешься.

Для примера здесь можно привести расследование убийств в Подмосковье, которые совершил Головкин. Так друг одного из убитых мальчиков заявил, что тот накануне своей пропажи познакомился с подозрительным мужчиной. Он отправился с ним на встречу и не вернулся. Свидетель сказал, что у этого мужчины была татуировка «фишер». И почти 3 года областная прокуратура искала человека с такой татуировкой. Лишь когда мальчик подрос, то при очередном допросе признался, что историю с мужчиной и татуировкой выдумал.

История уголовного сыска и судопроизводства знает немало примеров, добросовестного заблуждения свидетелей. Эти люди искренне верили, что правы, но в действительности выдавали абсолютно неверную информацию, приводившую к серьёзным судебным ошибкам. Вот поэтому психология свидетельских показаний так важна, ведь она помогает установить истину. А истина влечёт за собой торжество справедливости и заслуженное возмездие для подлинных преступников.

Юрий Сыромятников