Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Нужно ли детям дошкольного возраста раннее обучение

В последнюю пару десятков лет всё большую популярность приобретает мнение о необходимости вовлекать детей дошкольного возраста в образовательный процесс. Считается, что чем раньше малыш начнёт готовиться к школе, тем для него лучше. В противном случае он может оказаться неуспешным, не сможет вписаться в стремительно меняющийся мир с его высокими требованиями к образованию.

Спрос рождает предложение, а поэтому, как грибы после дождя, плодятся различные пособия и центры раннего развития. В последних образовательный процесс начинается, когда ребёнку исполняется 10 месяцев. В 3-летнем возрасте уже проводятся занятия по математике, письму, чтению, иностранным языкам. В предлагаемых программах обучающий материал носит абстрактный характер. Он далёк от интересов ребёнка; в нём отсутствуют эмоциональность, игровые составляющие, предметно-практические действия.

Дети занимаются

Но нужно ли детям дошкольного возраста ранее обучение? Тут всё зависит от родителей, от их мотивации. Есть мамы и папы, стремящиеся заполучить статус образцовых, идеальных воспитателей. Они считают, что выполняют важную социальную миссию, давая образование своем малышу с самых ранних лет. Тем самым они стремятся добиться всеобщего признания и самоуважения.

Есть родители и другого типа. Сами они не достигли в жизни больших высот, а поэтому пытаются реализовать свои неудовлетворённые амбиции через детей. Тут можно говорить о механизме перемещения: у папы с мамой что-то в жизни не получилось, но это обязательно должно получиться у сына или дочери.

Вполне понятно, что в обоих случаях ребёнок является лишь объектом обучения и воспитания. На него не смотрят как на личность со своими мыслями, чувствами, желаниями, правом выбора. Малыш становится жертвой родительских предпочтений. Но может быть, всё не так уж и плохо, и раннее обучение идёт во благо ребёнку. В школу он приходит интеллектуально развитым, образованным и осваивает сложнейшие предметы с вызывающей восхищение лёгкостью.

А что по этому поводу думают специалисты – нужно ли детям дошкольного возраста раннее обучение? В последнее время проводится много исследований на эту тему. Все они, как будто сговорившись, указывают на то, что ранний образовательный процесс никак не связан с успехами в будущем. Те дети, которые до школы посещали разные образовательные центры, никак не опережают своих «необученных» сверстников. Их эмоционально-личностное и познавательное развитие ничем не выделяются.

Специалисты подчёркивают, что раннее обучение малышей не даёт никаких положительных результатов, но зато имеют место негативные последствия. Малыши, посещающие центры раннего развития, теряют те возможности, которое предоставляет им дошкольное детство. По сути происходит ничто иное как угнетение естественной детской активности, так как она приносится в жертву образовательным дисциплинам.

Не нужно также забывать, что когда взрослые заставляют ребёнка заниматься тем, что не соответствует его интересам и возможностям возраста, то это приводит к эмоциональной дисгармонии. У малыша развиваются невротические защитные реакции, перерастающие в психосоматические заболевания.

Кто-то может возразить, заявив, что «обученный» ребёнок гораздо быстрее других адаптируется в школе. Действительно, преимущество раннего обучения заключается в том, что первокласснику уже не нужно учиться читать, писать, считать. Он всё это знает и умеет. Но такое преимущество сказывается лишь в первые школьные месяцы. А затем другие ученики тоже осваивают азы образования, и «обученный» школьник становится таким же как все. При этом прошедшие через центры раннего развития дети оказываются неуверенными в себе, малоинициативными и постоянно ждут указаний взрослых. Впоследствии многие из них вообще теряют учебную мотивацию.

Женщина и ребёнок

Но не будем голословными, рассматривая такой интересный вопрос как нужно ли детям дошкольного возраста раннее обучение. В 80-е годы прошлого века был проведён эксперимент. Охватил он 50 тыс. детей 6-летнего возраста. Всех этих малышей обучали в детских садах по учебным планам, приближённым к школьным.

В эксперименте принимали участие физиологи, гигиенисты, педиатры, психологи. Все дети, участвующие в образовательном процессе, имели хорошее здоровье. Но после обучения у 91% детей было зафиксировано снижение веса. У 27% понизился гемоглобин в крови, а у 43% ухудшилось психическое здоровье. Более половины детей с огромным трудом адаптировались к навязанным им условиям, а 37% пришлось отчислить из-за неврологических отклонений.

На основании всего вышесказанного можно заключить, что раннее обучение имеет гораздо больше минусов, чем плюсов. Конечно, кто-то из родителей может заявить, что его ребёнок особенный и никакие нервно-психические отклонения ему не страшны. Возможно, что это и так, но стоит ли рисковать и отбирать у ребёнка прекрасные детские годы в угоду каким-то амбициям.

Уже со школьной скамьи у детей начинается жизнь, наполненная стрессами, проблемами, душевными потрясениями. А если заняться дошкольным обучением, то такая жизнь начнётся на несколько лет раньше. Так зачем убыстрять процесс, куда торопиться? Пусть малыш познает все прелести беззаботного детства. Оно очень короткое, но прекрасное, а поэтому не надо его омрачать и заменять естественные детские радости учебно-образовательным процессом.

Илья Воронин