«Императрица Ирландии»
Океанский лайнер «Императрица Ирландии» был заложен в 1904 году на верфи в Говане (Шотландия). В эксплуатацию корабль ввели в июне 1906 года. Это было большое судно, принадлежащее одной из канадских компаний. Его длина составляла 174 метра, а ширина доходила до 20 метров. Лайнер мог развивать скорость 20 узлов в час и вмещал 1580 пассажиров.
Судно было оборудовано по высшему стандарту. Особой роскошью отличались помещения 1-го класса. Во втором классе всё было несколько скромнее. А вот особенность 3-го класса заключалась в общих каютах на несколько человек. Корабль совершал рейсы Ливерпуль – Квебек. Но так как до Квебека можно было добраться только по реке Св. Лаврентия, то подобные рейсы совершались лишь во время навигации на реке.
Поэтому в зимнее время лайнер из Ливерпуля добирался до Сент-Джона, и там пассажиры сходили на землю. В общей сложности на путь в один конец уходила неделя. Это совсем немного для желающих попасть в Новый Свет. И за 8 лет безупречной работы «Императрица Ирландии» перевезла в земли Северной Америки 120 тыс. человек.
Роковой рейс «Императрицы Ирландии»
Много лет всё шло хорошо. Океанский лайнер курсировал между Англией и Канадой, перевозя в американские земли всё новые и новые толпы людей, мечтающих о лучшей доле. После крушения «Титаника» в 1912 году на корабле усилили технику безопасности. Установили специальную аппаратуру, способную обнаруживать айсберги на большом расстоянии, укомплектовали каждую каюту спасательными жилетами. Довели количество спасательных шлюпок до максима, а трюм разделили на множество отсеков, чтобы исключить быстрое затопление судна.
И ещё примечателен тот факт, что с 1912 года на корабле невозможно было найти число 13. Не было такого номера на каютах, в машинном отделении, где нумеровалось оборудование, на кухне и в других аналогичных местах. Число 13 вообще исчезло с корабля. Поговаривали, что даже пассажиров, родившихся 13 числа, не брали на борт, а уж про команду и говорить нечего. Но всё эти меры предосторожности не помогли во время последнего рокового рейса океанского лайнера.
Начаться он должен был в Квебеке 28 мая 1914 года. И перед рейсом на корабль загрузили 1100 тонн самого разного груза. В основном это были продукты питания, а также серебряные слитки, доставленные из рудника в Онтарио. Пассажиров насчитывалось 1057 человек. Из них 134 ребёнка и 279 женщин. Помимо этих людей на борту находилось 420 членов экипажа. Общее количество людей составляло 1477 человек.
Хронология событий
«Императрица Ирландия» отошла от причала в порту Квебека 28 мая 1914 года ровно в 16 часов 30 минут. Погода в это время стояла отличная, но ближе к ночи похолодало и появился туман на воде. Впрочем, это никак не повлияло на ход лайнера. Он уверенно разрезал воды реки Св. Лаврентия, стремясь как можно быстрее выйти на океанские просторы.
Примерно в 1 час 52 минут уже 29 мая впереди были замечены огни встречного судна. Корабль приближался, и ничего нельзя было увидеть, кроме его огней. Абсолютно неожиданно в 2 часа 1 минуту из тумана возник огромный стальной нос корабля. Он на полном ходу впечатался в правой борт океанского лайнера. Удар пришёлся прямо в середину борта, и образовалась большая пробоина общей площадью 30 кв. метров.
Через пробоину в трюм стала поступать вода. Она достигла машинного отделения и затопила его. В это время встречный корабль дал задний ход. Он вышел своим носом из пробоины, и вода хлынула внутрь «Императрицы Ирландии» с утроенной силой. Уже через 5 минут после столкновения у лайнера появился сильный крен на правый борт.
Но за этот небольшой период времени команде удалось спустить на воду 4 шлюпки, наполненные пассажирами. После этого повреждённый корабль продержался на воде лишь 9 минут. Но спасти уже никого не удалось, так как судно завалилось набок. В 2 часа 15 минут огромный океанский корабль пошёл на дно. Из 1477 человек в живых остались только 463 человека и среди них было всего 4 детей и 42 женщины.
Погибших могло оказаться гораздо больше, если бы не спасательные шлюпки с корабля, который столкнулся с лайнером, и с 2-х грузовых судов, стоявших недалеко от места трагедии под парами. Эти маленькие юркие судёнышки подобрали людей из воды. Но вполне понятно, что всех, оказавшихся в холодной воде, они спасти не смогли.
Кто же столкнулся с «Императрицей Ирландии»? Это оказалось норвежское грузовое судно «Стурстад», перевозившее уголь. Оно шло встречным курсом вверх по течению реки и, казалось, что ничто не могло спровоцировать трагедию. Однако непоправимое случилось, и вполне понятно, что было назначено расследование.
Кто был виноват в столкновении судов?
По факту трагедии, унёсшей жизни многих сотен людей было проведено расследование, а 16 июня 1914 года состоялось судебное слушание. На нём было выдвинут обвинение как команде «Стурстада», так и «Императрицы Ирландии». И тех и других обвинили в нарушении правил движения судов по реке в условиях плохой видимости.
Выживший капитан океанского лайнера заявил, что его корабль двигался вблизи берега, а когда было обнаружено встречное судно, то «Императрица Ирландии» снизила скорость, а потом дала задний ход и сообщила об этом встречному кораблю 3-мя гудками. Причиной же трагедии стала высокая скорость грузового судна. К тому же оно изменило курс и врезалось в правый борт лайнера почти под углом в 90 градусов.
А вот представители «Стурстада» утверждали, что встречный корабль плыл по середине реки с большой скорости и преграждал им путь. Именно такими своими действиями он и спровоцировал столкновение. Таким образом, дело оказалось довольно запутанным. Но суд возложил вину на грузовое судно, и его владельцы вынуждены были выплатить пострадавшей стороне большую сумму денег.
В настоящее время место трагедии является историческим памятником. А это означает, что запрещено поднимать любые предметы и вещи с затонувшего лайнера. Создан музей в городе Римуски. Он посвящён истории и гибели корабля. Эта морская катастрофа, унёсшая жизни 1014 людей, сохранилась в памяти людей. А последний выживший в этой трагедии человек умер в 1995 году.
Максим Шипунов