Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Корабль "Васа"

Корабль "Васа" – шведское парусное боевое судно, водоизмещением 1210 тонн. Его ширина составляла 11,7 метров, а длина 69 метров, высота равнялась 52,5 метра. Экипаж состоял из 145 матросов и 300 солдат, которые обслуживали 64 пушки. Работы по строительству судна начались весной 1626 года на стокгольмской верфи. Закончились осенью 1627 года. В 1628 году огромный линейный корабль был спущен на воду и укомплектован орудиями и боекомплектом. Во время своего первого плавания 10 августа 1628 года затонул в 120 метрах от берега на глубине 32 метров, пройдя по воде в общей сложности не более 1,5 км.

Краткая предыстория

В начале XVII века у шведов не было больших кораблей, вооружённых тяжёлыми пушками. В принципе, для Балтийского моря вполне подходили и мелкие суда, но шведский король Густав Адольф (1594-1632) отличался чрезвычайной амбициозностью. Он решил создать костяк флота, состоящий из больших линейных кораблей. По его задумке их должно было быть 5.

Первым в этой серии и стал "Васа". Но, как говорится, первый блин комом. Что же касается других 4-х военных судов, то они благополучно служили в шведском флоте вплоть до 60-х годов XVII столетия. Их называли королевскими судами, а от затонувшего судна они отличались тем, что были на 1,5 метра шире.

внешний вид корабля Васа

Хронология гибели "Васа"

Корабль получил своё название в честь шведской династии Ваза, правившей страной в тот период. После окончания строительных работ его долго комплектовали парусиной. В Швеции парусину не шили, поэтому пришлось заказывать её во Франции, Нидерландах и Германии. Сделаны паруса были из конопли и частично из льна. Сам же корпус собрали из дубовых досок.

В январе 1628 года король посетил судно, которое должно было стать гордостью шведского флота. После этого плавучую громаду отбуксировали из верфи и поставили вблизи королевского дворца в Стокгольме. Его укомплектовали балластом, а также оружием и боеприпасами. Лишь к началу августа судно полностью подготовили к плаванию. Первый выход в открытое море наметили на 10 августа.

Это был воскресный день, и его решили сделать праздничным. На борт поднялись не только члены экипажа, но также и члены их семей – жёны и дети. На корме разместили оркестр, который должен был играть торжественные мелодии. Погода благоприятствовала плаванию: день был ясным, а ветер слабым. В своё первое плавание судно должно было дойти до морской базы, находящейся южнее Стокгольма.

На пристани собралась огромная толпа народа. Горожане пришли поглазеть на огромный линейный корабль, который по своим размерам превосходил все военные корабли мира. Гигантского красавца отбуксировали к южной стороне гавани, где тот расправил паруса. Корабельные пушки отсалютовали публике на пирсе громовым залпом, а та ответила восторженным рёвом тысяч глоток. После этого "Васа" гордо поплыл в открытое море.

Но ещё на открытом участке бухты началось непонятное. Сильный порыв ветра наполнил паруса, и корабль сильно накренился. Однако порыв ослаб, и судно выровнялось. Оно благополучно дошло до выхода из бухты, но тут ещё более сильный порыв ветра вновь накренил огромный корабль. Он лёг на левый борт и к ужасу зевак начал тонуть.

К месту катастрофы направились лодки с кораблей, пришвартованных в бухте. Но когда они подплыли, судно уже почти полностью ушло под воду. Спасатели начали подбирать людей, бултыхающихся в тёмной воде. Большая часть женщин, детей, моряков была спасена. Погибло от 30 до 50 человек. Трагедия произошла на глазах у тысяч людей, столпившихся на берегу. Среди горожан находились и иностранные послы, и шпионы враждующих государств. Все они стали свидетелями страшного позора шведской династии и самого короля Густава Адольфа.

Изображение гибели корабля Васа

Причины гибели "Васа"

Сам король в это время находился в Пруссии, поэтому узнал о трагедии лишь через 2 недели. Он тут же отправил в Стокгольм депешу, в которой потребовал тщательнейшего расследования и наказания виновных.

В соответствии с этим были допрошены все оставшиеся в живых члены экипажа. Следователей интересовало: был ли экипаж трезв в момент трагедии, был ли правильно уложен балласт, были ли надёжно закреплены орудия? Каждый из допрашиваемых клялся, что чётко выполнял свои обязанности. В конце концов, ответы моряков были признаны удовлетворительными и никаких улик найдено не было.

После этого начали допрашивать тех, кто строил корабль. Ситуация усугубилась тем, что ответственный за проект и строительство Хенрик Хубертссон скончался ещё в 1627 году. После этого проект возглавил кораблестроитель Хейн Якобссон. Именно из его показаний и стали ясны подлинные причины гибели корабля "Васа".

Оказывается, у судна слишком высоко расположили центр тяжести, а ширина плавучего средства оказалась недостаточно большой. Всё, что смог сделать Якобссон в этой ситуации, получив полномочия начальника строительства, это увеличить ширину корпуса судна на 42 см. Больше не получилось, так как корпус был уже практически собран. Что же касается Хенрика Хубертссона, то он руководствовался теми расчётами, которые утвердил лично король.

Ошибки в расчётах и стали причиной неустойчивости огромного парусника. Исправить их не мог и балласт. Его было слишком мало, а положить больше не давала узкая конструкция. Одним словом, получалось, что в трагедии виноват лично король, так как он доверился недобросовестным проектантам и утвердил заведомо неверные расчёты. Но привлекать к ответственности царствующую особу следствие не решилось. В результате всего этого дело спустили на тормозах и никто не был наказан.

Дальнейшая судьба утонувшего судна

Корабль лежал на глубине 32 метров, а его мачты торчали над водой. Поэтому в XVII веке предпринимались попытки поднять судно. Особый интерес вызывали мощные орудия, которых насчитывалось 64. Утонувшее судно цепляли якорями и пытались волоком вытащить на берег, до которого было всего 120 метров. Но ничего не получилось.

Поэтому от затеи поднимать весь корабль отказались и решили ограничиться лишь бронзовыми пушками, представлявшими наибольшую ценность. Но каждое орудие весило тонну и было намертво прикреплено к лафету. К тому же пушку нужно было вытащить через пушечное отверстие и умудриться поднять на поверхность.

В 1658 году была создан специальная команда водолазов под руководством шведа Альбрехта фон Трейлебена. Задействовав водолазный колокол, эти люде в 1664-1665 годах подняли с затонувшего парусника 54 пушки. Но на этом все спасательные работы закончились.

Потянулись годы, и о корабле благополучно забыли. Но самое примечательное то, что забыли и координаты его местоположения. Никто уже не мог сказать, где на морском дне покоится огромный красавец, набитый балластом и мокрым порохом.

Лишь в начале 50-х годов XX века утонувшим плавучим средством заинтересовался археолог Андерс Францен. Он был убеждён, что за прошедшие 300 с небольшим лет корабль хорошо сохранился, так как в Балтике нет корабельных червей. Начались упорные поиски покоящегося на морском дне гигантского парусника. На это ушло несколько лет, пока в августе 1956 года "Васа" не был найден. К подъёму корабля подключили шведский флот, и в апреле 1961 года хорошо сохранившийся корпус появился из воды.

Музей Васа

Судно получило статус исторического памятника. В конце 1961 года его разместили в здании и стали показывать туристам. Но помещение было узким, а максимальная дистанция до парусника составляла всего лишь 5 метров. Поэтому невозможно было увидеть его целиком.

В 1988 году решили открыть новый, более просторный музей. И 16 августа 1990 года на стокгольмском острове Юргорден открыли музей Васа, который функционирует по сей день. В новом здании хороший обзор со всех сторон и на разных уровнях. Туристы валом валят, чтобы полюбоваться на парусник, которому более 300 лет. В мире нет больше ничего подобного. А поток людей с 1961 года исчисляется 29 млн. человек.

Корабль "Васа" не смог послужить своему народу в далёком XVII столетии. Но зато в XXI веке он добросовестно служит Швеции, принося её казне ощутимый доход. Это наглядный пример связи времён и уважения к древним традициям. Именно они и стали причиной второго рождения корабля, казалось бы канувшего в вечность безвозвратно.

Сергей Губанов