Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Никарагуанский канал

Никарагуанский канал является альтернативным решением Панамскому каналу, соединившему воды Атлантики с Тихим океаном. Мысль о создании короткого водного пути между 2-мя огромными водоёмами возникла ещё в XVI веке. А реализовалась она только в начале XX века на Панамском перешейке. Был выбран самый узкий участок суши, и на нём соорудили водный переход. При этом была использована целая система шлюзов, которая поднимала морские суда на 26 метров над уровнем моря.

История Никарагуанского канала

Следует заметить, что вначале велись разговоры о создании водного пути именно по территории Никарагуа. Однако если посмотреть на географическую карту, то простым глазом видно, что ширина Панамского перешейка в 4 раза уже ширины белее северного участка от Сан-Хуан-дель-Норте до Риваса, где и планировалось переправлять суда из одного океана в другой.

Однако геологическая карта вырисовывает совсем иную картину. На никарагуанском участке нет гор и величественных гранитных скал. На нём находится второе по величине озеро Южной Америки Никарагуа. Есть также река Сан-Хуан. В своё время она изобиловала перекатами, но затем американцы их взорвали и дали возможность морским судам заходить в озеро Никарагуа. А самое главное, от города Риваса, притулившегося на озёрном побережье, до безбрежных вод Тихого океана менее 10 км суши.

Никарагуанский канал на карте

После этого каждому становится ясно, что американцы в своё время явно просчитались, построив Панамский канал. По нынешнему валютному курсу он обошёлся более чем в 8 млрд. долларов. При этом пришлось вырубать джунгли на огромной площади, чтобы обезопасить себя от москитов, являвшихся носителями жёлтой лихорадки. Работы велись в горной местности, что всегда сопряжено с оползнями и огромными трудозатратами.

Ещё в первой половине XIX века Луи-Наполеон (будущий Наполеон III) написал очень толковую и технически обоснованную статью о целесообразности строительства именно Никарагуанского канала. Впоследствии американцы ухватились за эту идею, но тут в вопрос строительства вмешались французы. Их авторитет в мире был огромен, так как они построили Суэцкий канал.

Именно французские специалисты остановили свой выбор на Панамском перешейке. Но тропики Южной Америки не имели ничего общего с мягким климатом Средиземноморья. В результате этого глобальный проект с треском провалился, а самонадеянных французов отдали под суд, так как они превратили в пыль огромные деньги.

Но определённые работы были проведены. Остались вырытые траншеи, оборудование. И американцы решили закончить то, что уже было, а не начинать с нуля в другом месте. Так и появился Панамский канал. Функционирует он с 1914 года и является одной из важнейших водных артерий мира для морского судоходства.

Проект Никарагуанского канала в наши дни

Объём товарооборота с каждым годом растёт. Соответственно, увеличивается и количество судов. Панамский канал вот уже в течение века справляется с поставленными задачами, но что будет через 10, 20, 30, 50 лет. Если же прорыть ещё один канал, то, к примеру, путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократится на 800 км. То есть перевозка грузов станет дешевле. А ведь это не один, а тысячи кораблей. Не трудно представить, сколько денег будет сэкономлено.

Поэтому вопрос о создании ещё одного водного пути из Атлантики в Тихий океан вовсе не является фантастикой. К тому же такой водный путь будет приносить хорошие прибыли его владельцам. Проход через Панамский перешеек 1-го судна стоит в среднем 13 тыс. долларов. Это тоже весомый аргумент в пользу строительства. А если пропускная способность у нового канала будет выше, то, следовательно, возрастёт и прибыль.

В октябре 2006 года бывший в то время президент Никарагуа Энрике Боланьос заявил на саммите государств западного полушария, что его страна готова разработать проект по строительству водного перешейка. Глава государства сказал, что уже давно существует спрос на 2 канала в рамках Центральной Америки. По предварительной оценке работы обойдутся в 18 млрд. долларов, а их длительность составит 12 лет.

Также политик заметил, что существует 6 вариантов маршрута при длине 280 км каждый. Никарагуанский канал ощутимо сократит расходы на транзит из Европы в Японию и Китай. Он также будет способствовать улучшению экономической ситуации в Центральной Америке, а Никарагуа может стать одним из богатейших государств Латинской Америки из расчёта дохода на душу населения.

Друзья навек
Президент Никарагуа Ортега и представитель HKND Group после подписания договора о строительстве Никарагуанского канала

В июле 2012 года правительство Никарагуа заключило контракт на разработку технико-экономического обоснования общей стоимостью 720 тыс. долларов. В сентябре 2012 года был подписан меморандум в Гонконге, учитывающий целесообразность строительства, а также экономические, технологические и экологические последствия. Было объявлено, что финансироваться строительство будет за счёт инвесторов со всего мира, а также будут создаваться рабочие места для граждан Никарагуа и граждан других стран Центральной Америки.

Строительство обусловлено глобальным ростом системы морской торговли. В ближайшие 15 лет это приведёт к задержкам грузов, перевозимых через Панамский канал. А к 2030 году даётся прогноз на увеличение грузопотоков на 240% по сравнению с сегодняшним днём.

В июне 2013 года законодательный орган Никарагуа принял закон о предоставлении концессии гонконгской компании HKND Group. Она получила все права на строительство Никарагуанского канала на ближайшие 50 лет. Дело осталось за инвесторами. Сами же строительные работы начнутся после решения всех финансовых вопросов.

Сергей Губанов