Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

«Мария Целеста» – корабль-призрак

Судно «Мария Целеста» (Mary Celeste) является классическим примером корабля-призрака. Эту бригантину (двухмачтовое парусное судно со смешанной парусной оснасткой) обнаружили вблизи Азорских островов (Португалия) 5 декабря 1872 года. На борту не оказалось ни одного человека. Бригантина дрейфовала в Атлантическом океане сама по себе и находилась в нормальном рабочем состоянии. Поднявшиеся на борт моряки обнаружили судовой журнал. Последняя запись в нём была датирована 24 ноября. Отсюда напрашивался вывод, что экипаж, по непонятной причине, пропал с корабля 10 дней назад.

Краткая история бригантины «Марии Целесты»

Строительство судна началось в конце 1860 года на верфи Джошуа Девиса в заливе Фанди в Новой Шотландии (Канада). Закончились строительные работы 18 мая 1861 года. Причём получилась каравелла, но её сфальсифицировали как бригантину. Назвали корабль «Амазонкой» и зарегистрировали 10 июня 1861 года.

В регистрационных документах указано: длина судна – 30,3 метров, ширина – 7,8 метров, осадка – 3,6 метров, водоизмещение 198 тонн. Принадлежал новый корабль местному консорциуму из 9 человек. Среди совладельцев числился Роберт Маклеллан – первый капитан «Амазонки».

Первый рейс бригантины начался в июне 1861 года. Она взяла на борт груз древесины и доставила его в Лондон. На обратном пути капитан Маклеллан заболел, и когда судно вернулось в Новую Шотландию, умер. Следующим капитаном стал Джон Паркер. Под его командованием продолжились рейсы в Лондон. И в одно из таких плаваний корабль столкнулся с промысловым судном, которое затонуло в Английском канале.

Паркер оставался капитаном в течение 2-х лет. «Амазонка» при нём много раз пересекала Атлантику, доставляя груз в Англию и Францию. В ноябре 1861 года в Марселе бригантину запечатлел на полотне морской художник Оноре де Пеллегрин. В 1863 году Паркера на капитанском мостике сменил Уильям Томпсон. Он оставался капитаном до 1867 года. Это были спокойные годы вплоть до ноября 1867 года, когда «Амазонка» была выброшена на берег острова Кейп-Бретон во время шторма.

Повреждения были настолько сильными, что владельцы отказались от корабля. И 15 октября 1868 года бригантину приобрела другая компания из Новой Шотландии. Новые владельцы продали её через месяц американскому мореплавателю Ричарду Хайнесу за 1750 долларов. Тот потратил на восстановление корабля 8825 долларов, и получилось новенькое судно. Хайнес сделал себя капитаном и дал бригантине новое название – «Мария Целеста» (Мария Небесная).

Но Ричард Хайнес не долго стоял на капитанском мостике, окидывая гордым взглядом океанскую гладь. В октябре 1869 года судно отошло к кредиторам американца. Те продали его консорциуму в Нью-Йорке, который возглавлял Джеймс Винчестер. Далее в течение 3-х лет нет никаких данных о торговой деятельности бригантины. В начале 1872 года корабль капитально переделали. Стоимость работ составила 10000 долларов. Несколько увеличили длину, ширину, добавили вторую палубу, а осадка увеличилась до 4,9 метров. Водоизмещение при этом составило 282 тонны. В октябре 1872 года капитаном «Марии Целесты» стал Бенджамин Бриггс.

Капитан Бриггс и члены экипажа «Марии Целесты»

Родился капитан Бриггс в штате Массачусетс 24 апреля 1835 года в многодетной семье капитана дальнего плавания Натана Бриггса. В 1862 году Бенджамин женился на своей кузине Саре Элизабет Кобб. У них в сентябре 1865 года родился мальчик Артур, а в октябре 1870 года дочь София. К моменту рождения Софии Бриггс считался профессиональным мореплавателем. Став капитаном «Марии Целесты», он взял с собой в первое плавание жену и дочь, так как устал от бродячей морской жизни. А вот мальчика семейство оставило с бабушкой.

Капитан Бриггс, его жена Сара и двухлетняя дочь София

Экипаж на бригантину новый капитан подобрал тщательно. Первый помощник Альберт Ричардсон был женат на племяннице главы компании Винчестера. Он раньше много раз плавал с Бриггсом и считался чрезвычайно надёжным человеком. Вторым помощником был Эндрю Джиллинг. Ему недавно исполнилось 25 лет, он родился в Нью-Йорке в семье датчан. Стюардом и коком значился Эдвард Хэд. Его взяли на корабль по личной рекомендации Винчестера.

Матросами на судне были немцы с Фризских островов. Это братья Волкерт и Боз Лоренсон, а также Ариан Мартенс и Готлиб Гудшад. Все, кто знал этих моряков, говорили о них как о спокойных уравновешенных людях и высококлассных специалистах. Сам Бриггс в своём письме к матери от 3 ноября 1872 года сообщил, что в высшей степени доволен и кораблём, и экипажем.

«Мария Целеста» – корабль-призрак

«Мария-Целеста» вышла 5 ноября 1872 года из порта Статен-Айленда (штат Нью-Йорк), держа курс на Геную (Италия). На судне находились капитан, его жена, малолетняя дочь и команда в количестве 7 человек. В трюм корабля загрузили 1701 баррелей спирта-ректификата. Именно этот груз и нужно было доставить в Геную. В то время радиосвязи не было, а поэтому любой корабль, уйдя в открытый океан или море, терял всякую связь с землёй.

Примерно в это же время из порта Хобокен (штат Нью-Джерси) вышел по направлению в Геную бриг «Деи Грация» с грузом нефтепродуктов. Его капитаном был Дэвид Морхауз. На полпути между Азорскими островами и побережьем Португалии в среду 5 декабря 1872 года около 1 часа дня ему сообщил рулевой, что на расстоянии 6 миль видит судно. Двигается оно как-то странно и беспорядочно, а в парусах наблюдается полная неразбериха. «Деи Грация» приблизилась к странному кораблю, и члены команды не увидели никого на палубе. Выяснив по надписи на борту, что это «Мария Целеста», капитан приказал второму помощнику Джону Райту обследовать судно.

Обнаружение корабля-призрака

Тот с несколькими подчинёнными поднялся на борт и не обнаружил на корабле людей. Паруса при этом были установлены кое-как, а некоторых вообще не хватало. Большая часть такелажа находилась в повреждённом состоянии. С бортов свободно свисали верёвки. Везде наблюдались открытые люки, а крышки от них лежали рядом на палубе. В трюме плескалась вода. Её уровень достигал 1 метра. На корабле не оказалось секстанта и хронометра. Компас присутствовал, но находился в неисправном состоянии и с разбитой стеклянной крышкой

На палубе валялся самодельный футшток (прибор для измерения воды в трюме). В каюте капитана моряки обнаружили шкатулку с драгоценностями и толстую пачку денег. Везде валялись детские игрушки. В углу каюты стояла швейная машинка с неоконченным шитьём. Возле неё стояла маслёнка, наполненная маслом. Это указывало на то, что шторма не было. То есть экипаж покинул судно при нормальной погоде.

В каюте помощника капитана моряки нашли судовой журнал. Последнюю запись в нём сделали 25 ноября в 8 часов утра. Были указаны координаты судна на тот момент. Они находились в 400 морских милях от нынешней точки обнаружения корабля. В помещениях было мокро и неопрятно, но, в целом, бригантина находилась в рабочем состоянии. Камбуз поразил чистотой и порядком. В нём не нашлось никакой приготовленной или на стадии готовки пищи. Следы пожара или насилия отсутствовали. На месте оказался и провиант, рассчитанный на 6 месяцев. А вот отсутствие спасательной шлюпки указывало на то, что экипаж покинул корабль организованно.

На карте показаны маршрут и место обнаружения "Марии Целесты"

После осмотра «Марии Целесты» Джон Райт вернулся на «Деи Грацию» и доложил обо всём капитану Морхаузу. Надо сказать, что Морхауз был знаком с капитаном Бриггсом, знал его жену, детей и даже пару раз поднимался на борт бригантины. То есть обнаруженное судно оказалось в надёжных руках. В то же время следует знать, что если кто-то спасает корабль, то в соответствии с морским правом может рассчитывать на солидное вознаграждение. Оно складывается из стоимости спасённого судна и груза, находящегося на нём. Что касается последнего, то спирт-ректификат в целости и сохранности находился в трюме.

Экипаж «Деи Грации» подлатал бригантину, и часть моряков осталась на ней. Эти люди 14 декабря привели корабль-призрак в Гибралтар. Туда вскоре прибыли представители британского адмиралтейского суда, и началось следствие. Корабль был тщательнейшим образом обследован. Осмотру подверглась даже его подводная часть ниже ватерлинии.

В дальнейшем именно материалы следствия стали единственным надёжным источником, на основании которого специалисты и журналисты начали строить различные гипотезы и предположения. Всех интересовал главный вопрос: куда и почему пропал экипаж? Тут нужно сказать, что ни один человек с «Марии Целесты» никогда не был найден. Правда, находились самозванцы, выдававшие себя в основном за стюарда, но их быстро разоблачали.

Гипотезы и предположения

Гипотез и предположений, касающихся пропажи экипажа, было великое множество. Вначале заподозрили главу компании Винчестера в страховом мошенничестве, так как «Мария Целеста» была застрахована на большую сумму. Но Винчестер сумел опровергнуть эти подозрения, и страховая компания не возбудила расследование.

Не нашло никакого подтверждения и предположение о нападении пиратов. Те были чрезвычайно активны в 70-е годы XIX века у берегов Марокко. Однако пираты, как правило, грабили суда. В данной же ситуации на корабле не пропали ни драгоценности, ни деньги, ни груз, ни провиант, ни личные вещи экипажа. То есть все ценности остались нетронутыми, а поэтому версия о морских разбойниках быстро отпала.

Пало подозрение и на капитана «Деи Грации» Морхауза. Якобы тот на своём корабле догнал бригантину, заманил её экипаж к себе на борт и всех убил. Целью столь жуткого преступления было большое денежное вознаграждение. Однако Морхауз вышел в открытый океан через неделю после отплытия «Марии Целесты». К тому же бригантина обладала более высокими скоростными характеристиками, чем бриг Морхауза, а поэтому быстрее бы достигла Гибралтара.

Ещё одна версия предполагала, что Бриггс и Морхауз вступили в преступный сговор и инсценировали пропажу экипажа опять же с целью получить вознаграждение. Такой тайный план выглядел правдоподобно. Но он подразумевал исчезновение Бриггса и его семьи навсегда. Однако капитан не взял с собой в плавание сына Артура. Да и у пропавших членов экипажа остались семьи и куча родственников.

И уж совсем нереально выглядело предположение историка Джона Локхарта. Тот заявил, что Бриггс являлся чрезвычайно религиозным человеком. Во время плавания капитан впал в религиозный экстаз, и убил всех членов команды и свою семью. После этого он покончил с собой. Данное утверждение вызвало бурю возмущения со стороны семей пропавших, и Джону Локхарту пришлось извиняться за свою сумасбродную версию.

Наиболее реалистично выглядит гипотеза Оливера Кобба – кузена Бриггса. Базировалась она на вполне конкретных случаях, произошедших с кораблями 24 января 1886 года и 9 февраля 1913 года. Эти суда перевозили спирт, и в результате не герметичности емкостей, в трюмах скопились пары спирта. Они спровоцировали взрывы, и корабли получили серьёзные повреждения. Аналогичная ситуация могла произойти и на бригантине, которая также перевозила спирт.

В трюме на корме и в носовой части могли произойти взрывы. Их мощность была небольшая, и капитан Бриггс приказал открыть все люки, чтобы оставшиеся газы вышли. В то же время, опасаясь за свою семью, он приказал спустить на воду шлюпку и привязать её буксирным тросом к кораблю. Бриггс рассчитывал переждать опасную ситуацию в безопасном отдалении от судна, а затем вновь подняться на борт.

Вся команда в спешке погрузилась в утлую посудину, причём стюард прихватил провиант, находящийся на камбузе, а капитан взял секстант и хронометр. Таким образом, в маленьком судёнышке оказалось 10 человек вместе с малолетней дочерью Бриггса. Люди сидели и ждали очередного взрыва. Но его не последовало, так как пары спирта вышли через открытые люки.

В это время подул ветер и наполнил паруса бригантины. Та быстро двинулась вперёд, а буксирный трос не выдержал и порвался. Его возможно удлинили одной из снастей, которая поднимает парус. Именно снасть и оказалась слабым местом, не выдержавшим нагрузки. Таким образом, переполненная пассажирами шлюпка осталась одна в открытом океане, а «Мария Целеста», набрав ход, вскоре скрылась за горизонтом.

Нетрудно представить дальнейшую судьбу людей. У них был минимум еды и воды. Возможно, начался шторм, ускоривший гибель экипажа. Все погибли, а бригантину обнаружили через 10 дней в открытом океане.

Капитан Бриггс и экипаж покинули "Марию Целесту"

Данная теория выглядит очень правдоподобно и объясняет всё. Однако в ней усомнился писатель Макдональд Гастингс. Он заявил, что такой опытный моряк как капитан Бриггс просто не мог в панике оставить судно. С учётом корпуса корабля и его надёжности, людям гораздо разумнее было оставаться на борту, чем садиться в маленький и ненадёжный ялик. А в ситуации, описанной Коббом, капитан бригантины вёл себя как неопытный матрос, первый раз отправившийся в плавание.

Есть ещё одна довольно интересная гипотеза, смахивающая на правду. Её озвучил опытный моряк Дод Орсборн уже в середине XX века. Его предположение базировалось на том, что под Сахарой течёт полноводная подземная река. В её устье скапливается наносной песок и слипшимися глыбами попадает в море. Эти глыбы относит в океан, и они там плавают в виде небольших островков.

Осборн предположил, что бригантина как раз и столкнулась с одним из таких песочных островов. Она увязла в нём, а экипажу ничего не оставалось, как сесть в шлюпку и добираться на ней до Азорских островов. Однако шлюпка с людьми затонула, а остров погрузился на глубину, и корабль освободился. Он стал дрейфовать в открытом океане, пока не был обнаружен следующей своим курсом «Деи Грацией». Но здесь следует понимать, что такие песчаные острова не уносит далеко в океан. К тому же других аналогичных случаев морское судоходство не знает.

Дальнейшая судьба «Марии Целесты»

Бригантина прибыла в Нью-Йорк 19 сентября 1873 года. Она долгое время стояла возле пристани, так как суеверные моряки считали её опасным судном. В феврале 1874 года корабль продали за очень низкую цену одной из Нью-Йоркских компаний. После этого «Мария Целеста» плавала в основном с Вест-Индии. В 1879 году её капитан Эдгар Тузилл заболел во время плавания и умер на одном из островов. Он стал третьим капитаном, смерть которого была связана с бригантиной. После этого её стали считать проклятой.

В феврале 1880 года судно опять поменяло хозяев. До августа 1884 года капитаном на нём числился Томас Флеминг. Никаких данных о плаваниях бригантины за этот период нет. После Флеминга капитаном стал Гилман Паркер. В ноябре 1884 года он вступил в преступный сговор с грузоотправителями из Бостона и загрузил корабль дешёвым грузом. В то же время указал, что это ценный товар и застраховал его на 30000 долларов. После этого корабль направился на Гаити в Порт-о-Пренс, и 3 января 1885 года Паркер умышлено посадил его на рифы. Судно затонуло, а экипаж спасся на шлюпке.

Страховая афера раскрылась, и Паркера судили в Бостоне. Он отказался от страховых претензий, вышел на свободу, но его профессиональная репутация была потеряна. Капитан умер в нищете 3 месяца спустя. Эта кончина стала ещё одной смертью, связанной со злополучной бригантиной.

В августе 2001 года морская экспедиция, возглавляемая Джоном Касслером, объявила, что нашла среди рифов останки «Марии Целесты». На это указывали обломки древесины, которую использовали на Нью-Йоркских вервях во второй половине XIX века. Но дальнейший анализ показал, что такое дерево начали использовать при строительстве кораблей только в 1894 году. А отсюда следует, что утонувшая бригантина до сих пор не найдена.