Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Жюль Дюмон-Дюрвиль

Выдающийся французский мореплаватель, океанограф, офицер морского флота Жюль Дюмон-Дюрвиль (1790-1842) родился в семье судебного чиновника на северо-западе Франции в Кальвадосе. Семейство существовало на те деньги, которые зарабатывал отец. Он умер в 1797 году, и материальное положение резко ухудшилось. Только помощь близкого родственника, аббата Круазеля спасло семью от нищеты.

Сам Жуль был ребёнком крепким, физически развитым. Он закончил Канский лицей, причём учился очень хорошо. Решил продолжить учёбу в Политехнической школе (высшая школа, готовящая инженеров), но провалился на экзаменах. Впоследствии он говорил, что это Бог определил его судьбу, не дав стать инженером, так как готовил его для другой почётной деятельности.

Портрет Жюля Дюмона-Дюрвиля

С самых юных лет юноша грезил морем. И, не попав в высшую школу, записался в военно-морской флот. Начал он службу матросом, но с учётом образования и смекалки быстро получил чин гардемарина. Службу проходил на корабле «Амазонка», где в 1810 году ему присвоили очередной чин гардемарина 1 класса, а в 1812 году молодой человек стал лейтенантом.

Это было время, когда у власти во Франции находился Наполеон Бонапарт. Именно 1812 год стал переломным в жизни императора. Вскоре империя рухнула под ударом России и других государств Европы. В результате этого французский флот резко уменьшился, и многие офицеры были уволены. Среди них оказался и Жюль Дюмон-Дюрвиль.

В 1815 году он женился на милой девушке из семьи часовщика. Звали её Адели Пепен. Этот брак можно назвать по-настоящему счастливым. Супруги искренне любили друг друга и пронесли свою любовь через всю жизнь. Наш герой осел на берегу, но его тянуло в море. Он мечтал о плаваниях, о посещении Индии, о кругосветных путешествиях.

В 1819 году Жюлю удалось попасть на корабль «Ля Шевретт», который с научными целями отправлялся исследовать Средиземное море. Морской лейтенант прекрасно вписался как в коллектив матросов, так и научных специалистов. Ему поручили заниматься исследованиями, касающимися ботаники, археологии, энтомологии. Такая широта обязанностей объясняется малым количеством специалистов на борту корабля.

Лейтенант был первым, кто в 1820 году встретился с крестьянином Иоргосом, откопавшим в древних руинах античную статую. В наши дни она известна как Венера Милосская. Однако Дюмон-Дюрвиль лишь осмотрел это восхитительное творение древности, но не смог его приобрести, так как крестьянин запросил большую сумму денег. Лишь впоследствии статуя попала в Лувр по другим каналам.

После окончания экспедиции в 1821 году Жюль выступил с отчётом в Парижской академии. Его доклад об археологических находках, флоре, фауне вызвал большой интерес. Особое внимание в докладе было уделено острову Санторин. Старания лейтенанта были замечены, и в том же году он получил очередное звание капитан-лейтенант.

Наш герой близко сошёлся с уже известным мореплавателем Луи Исидором Дюперре (1786-1865). Вместе с ним в 1822 году он отправился в кругосветное плавание на корвете «Ракушка». На этом корабле Жюль выполнял обязанности помощника капитана, которым был Дюперре.

Продолжалось плавание вплоть до 1825 года. Французские путешественники побывали в Бразилии, Перу, Чили, открыли ряд островов в Тихом океане, исследовали побережья Австралии, Новой Гвинеи, Новой Зеландии. Домой вернулись, обогнув мыс Доброй Надежды. Дюмон-Дюрвиль собрал ботаническую и энтомологическую коллекции. В ней оказались неизвестные науке растения и насекомые. Поле этого кругосветного плавания Жюль получил звание капитан второго ранга.

В водах Океании

В мае 1825 года на французский трон короновался король Карл X. Это был консервативный, но в то же время чрезвычайно просвещённый монарх. Именно по его инициативе была организована очередная морская экспедиция. В её цель входило найти следы пропавшей в 1788 году в Меланезии французской экспедиции Лаперуза. Этот выдающийся мореплаватель бесследно исчез вместе со всем экипажем, и никто ничего не знал о его судьбе.

Возглавил поисковую экспедицию Жюль Дюмон-Дюрвиль. В 1826 году он со своим экипажем отплыл от французских берегов на судне «Астролябия». Так переименовали «Ракушку» в честь одного из кораблей Лаперуза. Судно устремилось на юг, обогнуло мыс Доброй Надежды, преодолело могучие воды Индийского океана и оказалось в Меланезии.

Там, помимо поисков пропавшей экспедиции, Жюль занимался научными исследованиями. Корабль побывал на островах Тонга, Фиджи, Луайоте. Была обследована Земля Ван-Димена (Тасмания), составлена карта Рельефа Южного острова Новой Зеландии. Был также обследован берег Новой Гвинеи.

Когда «Астролябия» попала в группу островов Санта-Крус и оказалась возле острова Ваникоро, то были обнаружены следы пропавшей экспедиции. Ваникоро – это не остров в обычном понимании, а небольшая группа мелких островов, окружённая рифами. И именно в этом месте на глубине в несколько метров французы нашли металлические корабельные части. С помощью местных жителей на палубу были подняты пушка, корабельный колокол, несколько ядер. Из кораллов был сложен памятник, и команда дала оружейный залп в честь погибших.

После этого «Астролябия» отправилась домой. Корабль прибыл в порт Марселя в марте 1829 года, преодолев в общей сложности 25 тыс. миль. Помимо обнаружения следов экспедиции Лаперуза, Жюль Дюмон-Дюрвиль привёз во Францию множество образцов растений, насекомых, минералов. Он создал множество зарисовок, анатомических таблиц, составил отчёт о языках и наречиях местного населения. Именно Жюль первым предложил поделить острова Тихого океана на Полинезию, Меланезию, Микронезию и Малайзию.

О своём путешествии Жюль отчитался в Парижском географическом обществе в 1832 году. Почему такой разрыв между концом путешествия и отчётом? А потому что во Франции в 1830 году произошла революция. Карл X отрёкся от престола, а вместо него власть взял в свои руки Луи-Филипп I. Он продержался на троне вплоть до 1848 года. Но наше повествование ограничивается более ранними событиями.

Новому королю нужны были победы и достижения в любых областях. В этот период времени англичане начали активно осваивать южные воды, старясь достигнуть Южного полюса. Луи-Филипп I решил, что французы ничуть не хуже и могут даже обогнать англичан. Поэтому в 1837 году была снаряжена экспедиция, в задачу которой входило покорение антарктических вод. Для этих целей снарядили два корабля: «Астролябию» и «Зеле». Возглавил поход на юг Жюль Дюмон-Дюрвиль.

Французские суда в антарктических водах

Суда двинулись в южные воды в январе 1838 года. Они быстро достигли паковых льдов, но далее плыть было невозможно. Вокруг громоздились сплошные льды, и неприспособленные к арктическим водам корабли вынуждены были повернуть на север-запад. Им едва удалось вырваться из ледяного плена и добраться до северной оконечности Антарктического полуострова.

Всё было бы ничего, но моряки заболели цингой. Пришлось плыть на север, до побережья Чили. Там был оборудован временный госпиталь, и экипаж прошёл курс лечения. Когда члены экспедиции пришли в норму, то отправились к побережью Австралии. Находясь на Тасмании, Жюль Дюмон-Дюрвиль узнал, что в порту Сиднея пришвартовались корабли американской экспедиции, направляющиеся в Антарктиду.

Выдающийся француз решил во второй раз плыть в южные воды, чтобы не опозорить горячо любимую им Францию. В первых числах января 1840 года «Астролябия» и «Зеле» двинулись на юг и очень скоро встретили на своё пути первые айсберги. Но это не остановило французскую экспедицию. Во второй половине января был пересечён полярный круг Южного полушария, и в тот же день отважные моряки увидели землю.

Марка с изображением Адель – жены Дюмона-Дюрвиля

Корабли поплыли в западном направлении, и вскоре на их пути появилась земля. На ней был поднят французский флаг, а саму землю Дюмон-Дюрвиль назвал в честь своей жены Землёй Адель. Там же были встречены пингвины. Находящиеся на корабле натуралисты назвали их пингвинами Адели. После этого французская экспедиция повернула назад и вернулась во Францию в том же 1840 году.

На родине Жюля Дюмона-Дюрвиля встретили с большими почестями. Ему присвоили звание контр-адмирала, а Географическое общество наградило золотой медалью. Но триумф длился недолго. 8 мая 1842 года прославленный путешественник ехал в поезде с женой и сыном. Состав потерпел крушение, при этом возник пожар. Погибло много людей, среди них были Жюль и его семья. Их останки были погребены на кладбище Монпарнас в Париже. Так трагически закончился жизненный путь выдающегося французского мореплавателя, внёсшего большой вклад в науку.