Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

«Коста Конкордия»

«Коста Конкордия» – морской круизный лайнер, являвшийся собственностью компании Коста Гроцере со штаб-квартирой в Генуе. Совершал круизные рейсы по Средиземному морю. Потерпел крушение возле острова Джильо вблизи итальянского побережья 13 января 2012 года. Причиной катастрофы стало столкновение с рифом. В результате этого судно получило пробоину и затонуло. При этом погибли 32 человека. Остальные пассажиры и члены экипажа спаслись. Общий ущерб от трагедии составил 1,5 млрд. евро.

Хронология крушения «Коста Конкордии»

Лайнер отошёл от причала в порту Чивитавеккья 13 января 2012 года в 18 часов 57 минут. Это был круиз под названием «Запах цитрусовых» по Средиземному морю. На борту корабля находилось 4229 человек, из них 3216 пассажиров и 1013 членов экипажа. В соответствии с маршрутом судно должно было зайти в следующие порты: Савона, Марсель, Барселона, Пальма-де-Майорка, Кальяри, Палермо и вернуться в Чивитавеккья.

Выйдя в открытое море, лайнер развил скорость 16 узлов. В 21 час 04 минуты по приказу капитана Франческо Скеттино корабль отклонился от обычного курса, снизил скорость до 15,5 узлов и направился к острову Джильо. Там, в посёлке Джильо-Порто, жил бывший капитан судна, и Скеттино решил поприветствовать его, то есть отдать дань уважения.

Такое действующий капитан проделывал неоднократно, и всё обходилось. Но в данном случае «Коста Конкордия» приблизилась к берегу немного ближе, чем раньше. До скал оказалось всего 160 метров, и капитан приказал рулевому принять вправо. Но тот неправильно понял приказ и повернул руль влево. В результате этого в 21 час 45 минут лайнер, со скоростью 15,8 узлов, наскочил на один из самых маленьких рифов, который находился в 96 метрах от берега. Глубина в этом месте составляла 8 метров.

Карта с маршрутом "Коста Конкордии" по Средиземному морю (место трагедии обозначено красным кружком)

В результате этого корабль получил пробоину на левой стороне корпуса длиной 72 метра. Она задела отсеки с 4 по 8. В этом месте находились основные электрические двигатели и дизель-генератор. Через несколько секунд после удара они вышли из строя. Отсеки 4, 5, 6, 7 были затоплены в течение короткого промежутка времени. Также оказались под водой насосы и электрические панели. Отсек 8 затопило частично.

Уже в 21 час 49 минут стало ясно, что судно тонет. Но капитан и его помощники приняли решение спасти лайнер собственными силами. В 21 час 54 минуты пассажирам, которые встревожились из-за отсутствия света, объявили, что ничего страшного не случилось – просто временные неполадки с электрическими генераторами. Эта же информация была повторена в 22 часа 05 минут.

В 22 часа 17 минут капитан сообщил в береговую службу, что на судне затоплено 2 отсека, но плавучесть корабля сохраняется. В 22 часа 24 минуты лайнер начал клониться на правый борт, хотя пробоина находилась на левом борту. В 22 часа 26 минут инженерная служба сообщила капитану, что весь моторный отсек и смежные помещения затоплены водой. В это же время начали волноваться находящиеся в неведении пассажиры. Но только в 22 часа 36 минут пассажирам было объявлено, что на судне аварийная ситуация. Всем необходимо сохранять спокойствие и беспрекословно выполнять требования экипажа.

В 22 часа 43 минуты поступила команда надеть спасательные жилеты, а в 22 часа 54 минуты капитан Франческо Скеттино приказал покинуть корабль. Последний же продолжал крениться на правую сторону, пока не лёг на дно. Таким образом, более часа после катастрофы пассажиров держали в полном неведении, и люди не знали, что им делать.

О критической ситуации было сообщено береговым службам, и те выслали к терпящему бедствие кораблю вертолёт и 2 буксира. К спасению подключились береговая охрана, пожарная бригада, карабинеры, налоговая полиция, государственная полиция, аэронавтики, то есть все те, кто имел достаточный штат людей и плавучие средства.

Одна из карикатур, которых появилось много после крушения корабля. Капитан сидит в надувной лодке и кричит в рупор: "Я повторяю, женщины и дети первыми!"

Команда опустила в воду якоря, чтобы хоть как-то зафиксировать тонущее судно, и началась масштабная спасательная операция. Снятых с борта людей стали вывозить в местную церковь. Но большое число спасённых создало на острове критическую ситуацию, так как не хватало медицинских препаратов.

После полуночи «Коста Конкордия» повернулась корпусом почти на 90 градусов. Те, кто оставался на борту, начали прыгать в море. Спасатели, сидя в лодках, подбирали людей прямо в воде. А в это время оставшиеся на судне люди начали гибнуть. Погиб директор гостиничных услуг Лоренцо Варавв. Он поскользнулся на затопленной кормовой палубе, упал в воду и захлебнулся. Четыре пассажира погибли в лифтовых шахтах. Ещё 9 пассажиров и 4 члена экипажа утонули, упав в воду. Их засосал водяной вихрь, возникший в тот момент, когда судно окончательно легло на правый борт.

В 2 часа 30 минут на борту находилось ещё около 200 человек. Их спасали с помощью вертолётов и катеров. В 4 часа 20 минут на корабле оставалось около 30 человек. Полностью эвакуация завершилась в 4 часа 46 минут, и спасатели начали покидать место трагедии. В общей сложности погибли 32 человека и 110 получили ранения разной тяжести. Всего было спасено 3190 пассажиров и 1007 членов экипажа. Сразу же опознали 3-х погибших – 2-х пассажиров и 1-го члена экипажа.

Поиски пропавших без вести заняли долгий период времени. Искали их с помощью водолазов. В 3 часа дня 17 января обнаружили тела 3-х мужчин и 1-й женщины. А 21 января нашли женское тело в кормовой части судна. Тело другой женщины, одетой в спасательный жилет, обнаружили 22 января на корме. После этого находили ещё тела, а последней была обнаружена гражданка Индии 3 ноября 2014 года.

Воздействие на экологию

На «Коста Конкордия» находилось 2400 тонн мазута. Но, к счастью, утечка оказалась небольшой. Топливо начали скачивать 24 января 2012 года и 24 марта эти работы закончили. Продолжались они дольше намеченного срока из-за неблагоприятных погодных условий. Помимо этого, опасность представляли смазочные масла, азот, ацетилен, жидкая эмаль, гипохлорит натрия. Все эти вредные составляющие были собраны.

Капитан "Коста Конкордии" Франческо Скеттино и полицейские

Наказание виновных

Суд 11 февраля 2015 года приговорил капитана Франческо Скеттино к 16 годам лишения свободы с последующим запретом в течение 5 лет заниматься любой морской деятельностью. Большие штрафы были наложены на компанию, которой принадлежало судно. Одних только компенсаций пассажирам Коста Гроцере выплатила на сумму 85 млн. евро.

Затонувшая "Коста Конкордия" стала привычным зрелищем для отдыхающих

Подъём «Коста Конкордии»

«Коста Конкордия» был не просто большим, а огромным кораблём. Он входил в десятку самых крупных круизных судов мира. Имел 15 палуб, 14 лифтов, 1450 кают, 5 ресторанов, 4 бассейна. После затопления течение сдвинуло его на подводную равнину, и корпус судна скрылось под водой ещё больше. Подъёмом корабля занялись американская компания Титан Салвидж и итальянская Мисопери. Подготовительные работы начались 29 мая 2012 года. В апреле 2013 года установили первые 2 кессона на левой стороне. Затем их количество увеличилось до 30, по 15 с каждой стороны.

В сентябре 2013 года началась операция по выпрямлению судна. Когда его выпрямили, то обнаружили останки 2-х пропавших без вести людей. Окончательно место аварии «Коста Конкордия» покинула 23 июля 2014 года. Корабль транспортировали в Геную, то есть на расстояние 200 морских миль. Путь туда длился 4 дня со средней скоростью 2,5 мили в час. В воскресенье 27 июля на рассвете корабль прибыл в Геную. Демонтаж начался 12 мая 2015 года. Полная утилизация судна должна занять 22 месяца.

Поднятая для транспортировки "Коста Конкордия"

Мистическая составляющая

Во время работ на затонувшем судне 1 февраля 2014 года погиб водолаз. Он стал 33-й жертвой, связанной со злополучным кораблём. А за 100 лет до трагедии в 1912 году затонул такой же огромный лайнер под названием «Титаник». Примечательно то, что 12-й год во все века характеризовался крупными морскими катастрофами. Интересно, случится ли связанная с морем трагедия в 2112 году?

Сергей Губанов