Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Адмирал Лазарев

Адмирал Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) родился на 44 года позже легендарного адмирала Ушакова, но доказал своими делами, что его поколение моряков ничуть не хуже тех флотоводцев, которые сделали Россию одной из самых могущественных морских держав в мире. Он прославил своё имя в кругосветных плаваниях, морских сражениях, а также являлся первооткрывателем Антарктиды. Под руководством Михаила Петровича раскрылись таланты таких известных моряков как Нахимов, Корнилов, Истомин. Имя верного сына России увековечено в памятниках и названиях кораблей.

Портрет адмирала Лазарева

Служба на благо России

Начало морской службы

Родился будущий знаменитый флотоводец в городе Владимире в дворянской семье. Имел двоих братьев – Андрея и Алексея. В 1801 году поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1803 году получил звание гардемарин. В 1805 году стал морским офицером, получив звание мичман. Стажировался на английском флоте, где в совершенстве овладел военно-морским делом.

С 1808 по 1813 годы проходил службу на Балтийском флоте. Принимал участие в последней русско-шведской войне (1808-1809). Эта компания закончилась полной победой России, а Финляндия вошла в состав огромной империи. В 1812 году проходил службу на бриге "Феникс" и принимал участие в Отечественной войне против армии Наполеона. В частности участвовал в высадке морского десанта и артиллерийском обстреле Данцига. Тем самым было сорвано наступление французских войск на Ригу.

Кругосветное плавание

В 1813 году молодого офицера поставили командовать 24-пушечным шлюпом "Суворов". Корабль был небольшим, поэтому не требовал капитанского звания. А Лазарев на тот момент был лейтенантом. Принадлежало судно Русско-Американской компании. Занималась она освоением природных богатств Русской Америки (Аляски). А богатство там было одно – пушнина. Компания, естественно, была заинтересована в бесперебойном снабжении северных земель. Вот на молодого лейтенанта и возложили эту функцию.

Коммерческая деятельность пошла на пользу будущему прославленному флотоводцу. Ведь, благодаря ей, он значительно повысил своё профессиональное мастерство. В октябре 1813 года корабль отбыл из Кронштадта. В начале апреля 1814 года судно пересекло экватор, зашло в порт Рио-де-Жанейро, взяло нужный товар и устремилось на восток через воды Атлантического и Индийского океана.

"Суворов" обогнул Австралию и попал на просторы Тихого океана. Здесь им была открыта группа коралловых островов. Это было живописное место, покрытое зелёной растительностью. Острова были соединены перемычками и получили название Атолла Суворова.

После этого плавание продолжилось. Шлюп устремился на север в сторону Русской Америки и в середине октября пересёк экватор. В октябре он уже был в Новоархангельске (ныне американский город Ситка). Экипаж перезимовал, а следующим летом отправился с коммерческим грузом в обратный путь. Судно обогнуло американский континент возле мыса Горн и устремилось через Атлантику на северо-восток. В августе 1815 года "Суворов" пришвартовался в Кронштадте.

Антарктическая экспедиция

В 1819 году началась знаменитая на весь мир Антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). В её составе насчитывалось 2 корабля: "Восток" и "Мирный". Вторым командовал Михаил Лазарев. Из Кронштадта корабли вышли в начале июня месяца. Они неукоснительно двигались на юг и 16 января 1820 года достигли побережья Антарктиды. Указанная дата считается официальной.

Затем корабли повернули на восток и достигли Сиднея (Австралия). После этого было открыто несколько островов в Тихом океане. В конце 1820 года экспедиция опять направилась к Антарктиде. Корабли пересекли Полярный круг и вновь оказались возле покрытого льдом материка. Но сплошной лёд заставил суда повернуть на север. В январе 1821 года были открыты 2 острова: Петра I и Александра I. За ними настала очередь Южных Шетландских островов. После этого суда повернули на север и прибыли в Кронштадт в июле месяце 1821 года. Экспедиция продолжалась более 2-х лет и в общей сложности составила 751 день.

У северных берегов Америки

Пока русские суда бороздили южные воды планеты, обострились отношения на Аляске. На эту землю, принадлежащую Российской империи, стали проникать контрабандисты. Они составили серьёзную конкуренцию Русско-Американской компании, добывающей пушнину. Остановить распоясавшихся и алчных преступников могла только военная сила. Поэтому в августе 1822 года к далёким северным берегам были отправлены два корабля под командованием Михаила Петровича. Это были военные корабли "Крейсер" и "Ладога".

По-сути, это было второе кругосветное плавание, совершённое славным флотоводцем. Оно проходило в тяжелейших условиях, так как сопровождалось бурями и ураганами. И всё же корабли сумели добраться до Таити. А дальнейший их путь разошёлся. "Ладога" устремилась к Камчатке, а "Крейсер" под началом М. П. Лазарева направился к Русской Америке. Здесь в течение года он наводил порядок в прибрежных водах, отпугивая контрабандистов. В октябре 1824 года корабль отбыл в Кронштадт, так как его сменило другое судно. Вернулся "Крейсер" в родной порт 5 августа 1825 года. Задание было выполнено блестяще, и Михаилу Петровичу присвоили звание капитан 1 ранга.

Командование Черноморским флотом

В 1826 году славный флотоводец получил под своё командование линейный корабль "Азов". Тот в 1827 году совершил переход в Средиземное море и 8 октября принял участие в Наваринском сражении против турецких кораблей. В этой баталии команда "Азова" проявила себя блестяще. Она противостояла 5 турецким экипажам. Все 5 кораблей противника были уничтожены. После этого сражения Михаил Петрович получил звание контр-адмирал. Сам же корабль был удостоен Георгиевского флага и в дальнейшем принимал участие в блокаде пролива Дарданеллы в 1828 и 1829 годах.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота, а в 1834 году его назначили командующим с присвоением очередного звания вице-адмирал. Для России это был очень удачный выбор, так как флотоводец отдавал все силы и знания вверенным ему людям и кораблям. Именно при Михаиле Петровиче появились первые паровые суда. Начали готовить офицеров и матросов для службы на них.

В приморских городах были построены адмиралтейства, созданы школы для детей матросов. Были изданы атласы и подробные карты Чёрного моря. Это по достоинству оценило Русское Географическое общество. Оно избрало командующего Черноморским флотом своим почётным членом.

С годами у знаменитого флотоводца появились болезни, обострилась язва. Адмирал Лазарев ездил лечиться на европейские курорты, но болезнь прогрессировала. Во время очередной поездки, когда Михаил Петрович находился в Вене, ему стало совсем плохо. 11 апреля 1851 года командующий умер на 63 году жизни. Тело было доставлено в Севастополь и похоронено в соборе Святого Владимира. Прошло всего несколько лет, и рядом с прославленным флотоводцем легли его ученики: Нахимов, Истомин и Корнилов, павшие при защите Севастополя. Так закончилась жизнь этих выдающихся людей, а вместе с ними и история парусного флота.

Александр Арсентьев