Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Линкор "Новороссийск"

В истории бывшего СССР много тайн и загадок, которые и в наши дни разгадать практически невозможно. Всё покрыто непроницаемой завесой секретности, а некоторые архивы просто уничтожены. Одна из таких загадок имела место 29 октября 1955 года в 1 час 31 минуту. Один из самых больших военных кораблей Черноморского флота линкор "Новороссийск", пришвартованный в северной бухте Севастополя, содрогнулся от страшного взрыва. В подводной части корабля образовалась огромная дыра общей площадью 150 кв. м. Судно легло на левый бок, перевернулось и затонуло. При этом погибло 614 человек. Многие из них оказались запертыми в отсеках корабля и не смогли выбраться наружу.

фотография линкора Новороссийск
Линкор "Новороссийск"

Краткая история линкора "Новороссийск"

Линкор или линейный корабль – это большое военное судно, главной задачей которого является уничтожение кораблей противника и установление полного господства на море. Прародителем линкора был парусный линейный корабль. Ему на смену пришёл броненосец. Корабли такого класса появились на море в 60-х годах XIX столетия. С развитием военной техники броненосцы устарели, а их новой модификацией стали линкоры. Каждое такое судно имело водоизмещение от 30 до 70 тыс. тонн. Длина доходила до 280 метров, а на вооружении состояли орудия с калибром от 280 до 460 мм. Личный состав корабля насчитывал от 1500 до 2800 матросов и офицеров.

Рассматриваемый нами корабль был построен в Италии и вошёл в состав военно-морского флота этой страны 7 июня 1914 года. Название он носил "Джулио Чезаре", а назван был так в честь Юлия Цезаря. В годы Первой мировой войны ни разу не имел встреч и огневых контактов с противником. В послевоенное время был частично модернизирован. С 1928 года выполнял функции учебного артиллерийского корабля. В 1933 и 1937 годах на линкоре была осуществлена серьёзная модернизация. Проведённые мероприятия значительно улучшили тактико-технические характеристики боевого судна.

Италия вступила во Вторую мировую войну 6 июля 1940 года. Уже 9 июля "Джулио Чезаре" имел огневой контакт с английским флотом. В результате этого получил серьёзные повреждения и был отправлен на ремонт. Следующий огневой контакт с противником состоялся 27 ноября. Корабль участвовал в боевых операциях в 1941 году. В январе 1942 года был выведен из действующего флота. Старое судно потребляло слишком много топлива и было слабо защищено от торпедных атак. Огромный корабль превратили в плавучую казарму для личного состава.

После окончания войны, которую Италия проиграла, страны-победительницы поделили военный итальянский флот между собой. "Джулио Чезаре" достался СССР. Советское командование планировало использовать его для учебной подготовки экипажей. Передача линкора состоялась 3 февраля 1949 года. 6 февраля на корабле взвился военно-морской флаг СССР. 26 февраля судно вошло в порт Севастополя. 5 марта, в соответствии с приказом по Черноморскому флоту, военный корабль был переименован и получил новое название "Новороссийск".

Новое судно находилось в очень плохом техническом состоянии. Чтобы устранить все недостатки, требовался большой период времени. Но партия приказала, чтобы моряки освоили итальянский корабль в самые сжатые сроки. Этого требовал престиж страны. Поэтому абсолютно непригодное к эксплуатации судно отправили в море, чтобы члены стран НАТО убедились в высокой эффективности советских военных кадров. Так линкор "Новороссийск" начал свою службу на Черноморском флоте.

В период с 1950 по 1955 год корабль большую часть времени проводил в ремонте. В 1955 году несколько раз выходил в море, отрабатывая учебно-боевые задачи. В СССР он считался одним из самых больших боевых кораблей, хотя возраст у него был преклонный. 28 октября 1955 года судно вернулось из очередного рейса. Намечались мероприятия по случаю 100-летия обороны Севастополя, и огромный бронированный морской великан должен был принять в них активное участие.

фотография носовой части линкора Новороссийск
Носовая часть линкора "Новороссийск"

Гибель линкора

Вечером 28 октября часть экипажа военного корабля отбыла на берег. Покинул судно и исполняющий обязанности командира корабля капитан 2-го ранга Хуршудов. Старшим остался капитан 3-го ранга Сербулов. В 1 час 31 минуту прогремел мощный взрыв в носовой части. В результате этого был насквозь пробит бронированный корпус. Прямо над местом взрыва размещались носовые кубрики. В них находилось 175 человек. Все они погибли. Всего же на корабле на момент трагедии находилось порядка 1500 человек. Это офицеры, старшины, матросы и 200 курсантов морских училищ.

В носовой части образовалась большая подводная пробоина. Корабль стал крениться на правый борт. В 2 часа был отдан приказ буксировать пострадавшее судно на мель. Подошли буксиры и развернули "Новороссийск" кормой к берегу. В это время на его палубу ступил командующей Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко. Ступил, естественно, не один, а в сопровождении целой свиты адмиралов и старших офицеров.

Все матросы корабля толпились на верхней палубе. Но, увидев лампасы, часть экипажа вернулась во внутренние отсеки. Лишний раз попадаться на глаза командирам в Советской армии считалось делом опасным и трудно прогнозируемым.

В 2 часа 30 минут появился крен на левый борт. Лампасы покинули корабль, а на верхней палубе столпилось порядка 800 моряков. Эти люди ничем не были заняты. Да и заниматься им было нечем, так как всю работу делали буксиры. Командующему флотом предложили перевести моряков на берег. Но тот ответил категорическим отказом.

Тем временем значительно усилился крен на левый борт, а буксиры как раз и тянули огромный корабль влево. Крен ещё больше усилился и достиг 17 градусов при критических 20 градусах. Командующего опять попросили отдать приказ эвакуировать людей. Но тот вновь отказал.

Линкор лёг на левый борт и начал опрокидываться кверху днищем. Кто-то из моряков успел спустить на воду шлюпки, кто-то смог перебраться на другие корабли, но основная масса людей посыпалась с верхней палубы в воду. Часть военнослужащих осталась внутри корабля. Те же, кто упал в воду, были накрыты многотонной переворачивающейся стальной махиной.

Корпус корабля не ушёл под воду, так как мачты упёрлись в грунт. Только поздно вечером 29 октября линкор "Новороссийск" полностью исчез под водой. Во время трагедии погибли сотни людей. Основная масса лишилась жизни после опрокидывания стального гиганта. Этого можно было избежать при своевременной эвакуации личного состава. Те, кто остался внутри судна, длительное время жили за счёт воздушных подушек. Однако спасти удалось лишь девятерых.

Семерых вытащили через прорезанное сваркой днище днём 29 октября, а двоих подняли водолазы через 50 часов после опрокидывания. Оставшиеся внутри люди стучали по переборкам. Эти стуки водолазы слышали вплоть до 1 ноября. Затем наступила тишина. Подняли затонувший корабль кверху килем лишь 4 мая 1957 года. 14 мая его транспортировали в Казачью бухту и перевернули. После этого судно порезали на металлолом, который передали на "Запорожсталь".

фотография моряков с линкора Новороссийск
Моряки с линкора "Новороссийск"

Версии трагедии

Почему же погиб один из самых больших кораблей Советского флота? Первой версией выдвинули детонацию боезапаса, который находился на судне. Но если бы рванули погреба, то от судна ничего бы не осталось. Ничего бы не осталось и от стоящих рядом с ним других кораблей. Позже было установлено, что снаряды калибра 320 мм остались целыми.

Оставались 3 версии: взрыв мины, оставшейся после войны, торпеда, выпущенная с подводной лодки противника и диверсия. Комиссии, расследующей инцидент, больше всего понравилась минная версия. Да и действительно, мин в севастопольских бухтах хватало. Остались они со времён Гражданской и Отечественной войн. Поэтому на протяжении ряда послевоенных лет рейд и бухты регулярно осматривались водолазами. Последний раз подобные работы проводили в 1953 году. При этом было обнаружено несколько десятков донных немецких мин. Все они были обезврежены, но кто мог дать гарантию, что в воде не осталось ещё столько же.

Характер пробоины, которую осмотрели водолазы, указывал на то, что источник взрыва находился снаружи, так как обшивка была загнута вовнутрь. В то же время комиссия не исключила и диверсию. Вполне можно было допустить, что карликовая подводная лодка противника проникла в бухту, выпустила торпеду и растворилась в морских глубинах. В то время на вооружении НАТО уже имелись малые подводные лодки, так что версия с торпедой допускалась, хотя характер повреждения и не соответствовал торпедному попаданию.

И, наконец, диверсия. Её могли совершить итальянцы, оскорблённые тем, что их боевой корабль стал собственностью советского флота. Версия о диверсии основывалась на заявлении знаменитого итальянского подводника и профессионального диверсанта Юнио Валерио Боргезе. Именно он в своё время сказал, что уничтожит "Джулио Чезаре". А слов на ветер этот человек не бросал.

На сегодняшний день существует много рассказов людей, которые называют себя исполнителями этой диверсии. К примеру, в римском издании 4Arts были опубликованы воспоминания ветерана из подразделения боевых пловцов Уго Эспозито. Он заявил, что участвовал в той знаменитой диверсии 1955 года.

Прибыли итальянские диверсанты в Севастополь в трюме торгового итальянского парохода. Там же находилась мини-подлодка и взрывчатка. Всего в группе насчитывалось 8 профессиональных пловцов. Они и заминировали носовую часть линкора "Новороссийск". После этого покинули бухту, и ушли на подлодке в открытое море, где их подобрал корабль. На то, что это может быть правдой, косвенно указывает тот факт, что в конце октября 1955 года эскадра НАТО проводила маневры в Мраморном и Эгейском морях.

Данное утверждение можно принять к сведению, но верить ему безоговорочно нельзя. Истинную причину взрыва мог бы "рассказать" сам корабль после того, как его подняли на поверхность. Но неизвестно, осматривали ли судно специалисты из соответствующих органов перед тем, как поступил приказ порезать его на металлолом. Если такой осмотр и проводился, то данная информация хранится в архивах под грифом "Совершенно секретно". Это и понятно, ведь любой намёк на диверсию подрывал веру в обороноспособность страны. А этого советское командование допустить никак не могло.

Александр Арсентьев