Несколько фактов из биографии адмирала Спиридонова.
Несколько фактов из биографии
адмирала Спиридонова
О трагедии, произошедшей 7 февраля 1981 года, к сожалению, помнят не многие. Но, никогда не забудут этот черный день родные и близкие тех, кто отдавал свои силы и знания Родине, был беззаветно предан морю, и по трагической случайности завершил свой жизненный путь в результате авиакатастрофы. Тем событиям посвящена книга «Прерванный полет» автора Шигина В.В., а также интернет-проект «Герои ВМФ».
В этот день, руководящий состав Тихоокеанского флота, после успешного завершения ежегодного оперативного сбора всех флотов СССР, на котором показатели боеготовности представителей ТОФ были признаны лучшими, собирался к вылету в обратный путь. Домой, во Владивосток.
Но, самолету не суждено было долететь до пункта назначения. Не успев подняться, самолет сбился с взлетно-посадочной полосы, зацепил крылом огромный вал, перевернулся и моментально загорелся. Тридцать тонн керосина, все неизрасходованное топливо, вспыхнув, в мгновение ока накрыли самолет огненным вихрем, превратив его в трагический костер, унесший жизни 46 пассажиров и 6 членов экипажа.
Среди тех, чья жизнь оборвалась в этот день, был командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов. О его жизненном пути и заслугах перед Родиной лучше всего говорят его награды: орден Красного Знамени, два ордена Красной звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени, многочисленные медали, в том числе две медали «За боевые заслуги», медаль «За безупречную службу». О том, насколько честно и преданно выполнял он свой воинский долг, свидетельствует множество фактов его биографии. Один из таких, показательных случаев, произошел в 1977 году, когда Эмиль Николаевич был еще вице-адмиралом.
Однажды, при заправке атомной подводной лодки ракетами, в результате человеческой ошибки создалась опасная ситуация. В результате утечки и последующей смеси двух компонентов ракетного топлива, на лодке возникла угроза взрыва или, что тоже было вероятно, несанкционированного запуска ракеты. Следовало срочно предпринимать какие-нибудь действия, чтобы предотвратить катастрофу, или хотя бы максимально уменьшить ее последствия. Еще одной проблемой было то, что атомная подводная лодка, в момент происшествия, находилась на стоянке у причала.
Для принятия экстренных мер, для руководства лодкой из Владивостока был направлен вице-адмирал Спиридонов, и в день его прибытия, опасный борт была выведен в море. Не смотря на угрозу ядерного взрыва, моряки под руководством Эмиля Николаевича, мужественно сражались с начавшимся пожаром, закачивая в шахту забортную воду. Несмотря на все усилия, взрыва избежать не удалось. По счастью, взорвалась центральная часть ракеты, а самая опасная головная часть была отброшена взрывом на глубину 50 метров. Последующие несколько дней вице-адмирал Спиридонов руководил поисками затонувшей боеголовки, а затем буксировкой и утилизацией ее в камчатском спецмогильнике.
История, которая могла обернуться катастрофой, благополучно разрешилась. По отзывам подводников, счастливый конец этого происшествия, наступил благодаря грамотным действиям, бесстрашию и героическим усилиям слаженной команды моряков, которой руководил Эмиль Николаевич Спиридонов. История спасения РПК СН «К-477» не получила широкой огласки, но стала образцом мужества для моряков на все последующие времена.
Именем адмирала Спиридонова назван большой противолодочный корабль, улица в городе Владивостоке. Похоронен герой в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. В день гибели моряков, 7 февраля каждого года, родные и близкие погибших собираются вместе, чтобы почтить память мужественных людей, чья жизнь оборвалась внезапно. Чей прерванный полет останется в памяти на долгие годы, а биографии погибших героев навсегда останутся примером для подрастающего поколения.