Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Несколько фактов из биографии адмирала Спиридонова.

Несколько фактов из биографии
адмирала Спиридонова

О трагедии, произошедшей 7 февраля 1981 года, к сожалению, помнят  не многие. Но, никогда не забудут этот черный день родные и близкие тех, кто отдавал свои силы и знания Родине, был беззаветно предан морю, и по трагической случайности завершил свой жизненный путь в результате авиакатастрофы.  Тем событиям посвящена книга «Прерванный полет» автора Шигина В.В., а также интернет-проект «Герои ВМФ».

Адмирал Э. Н. СпиридоновВ этот день, руководящий состав Тихоокеанского флота, после успешного завершения ежегодного оперативного сбора всех флотов СССР, на котором показатели боеготовности представителей ТОФ были признаны лучшими, собирался к вылету в обратный путь. Домой, во Владивосток.

Но, самолету не суждено было долететь до пункта назначения. Не успев подняться, самолет сбился с взлетно-посадочной полосы, зацепил крылом огромный вал, перевернулся и моментально загорелся. Тридцать тонн керосина, все неизрасходованное топливо, вспыхнув, в мгновение ока накрыли самолет огненным вихрем, превратив его в трагический костер, унесший жизни 46 пассажиров и 6 членов экипажа.

Среди тех, чья жизнь оборвалась в этот день, был командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов. О его жизненном пути и заслугах перед Родиной лучше всего говорят его награды:  орден Красного Знамени, два ордена Красной звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени, многочисленные медали, в том числе две медали «За боевые заслуги», медаль «За безупречную службу». О том, насколько честно и преданно выполнял он свой воинский долг, свидетельствует множество фактов его биографии. Один из таких, показательных случаев, произошел в 1977 году, когда Эмиль Николаевич был еще вице-адмиралом.

Однажды, при заправке атомной подводной лодки ракетами, в результате человеческой ошибки создалась опасная ситуация. В результате утечки и последующей смеси двух компонентов ракетного топлива, на лодке возникла угроза взрыва или, что тоже было вероятно, несанкционированного запуска ракеты. Следовало срочно предпринимать какие-нибудь действия, чтобы предотвратить катастрофу, или хотя бы максимально уменьшить ее последствия. Еще одной проблемой было то, что атомная подводная лодка, в момент происшествия, находилась на стоянке у причала.

Для принятия экстренных мер,  для руководства лодкой из Владивостока был направлен вице-адмирал Спиридонов, и в день его прибытия, опасный борт была выведен в море. Не смотря на угрозу ядерного взрыва, моряки под руководством Эмиля Николаевича, мужественно сражались с начавшимся пожаром, закачивая в шахту забортную воду. Несмотря на все усилия, взрыва избежать не удалось. По счастью, взорвалась центральная часть ракеты, а самая опасная головная часть была отброшена взрывом  на глубину 50 метров.  Последующие несколько дней вице-адмирал Спиридонов руководил поисками затонувшей боеголовки, а затем буксировкой и утилизацией ее в камчатском спецмогильнике.

История, которая могла обернуться катастрофой, благополучно разрешилась. По отзывам подводников, счастливый конец этого происшествия, наступил благодаря грамотным действиям, бесстрашию и героическим усилиям слаженной команды моряков, которой руководил Эмиль Николаевич Спиридонов. История спасения РПК СН «К-477» не получила широкой огласки, но стала образцом мужества для моряков на все последующие времена.

Именем адмирала Спиридонова назван большой противолодочный корабль, улица в городе Владивостоке.  Похоронен герой в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. В день гибели моряков, 7 февраля каждого года, родные и близкие погибших собираются вместе, чтобы почтить память мужественных людей, чья жизнь оборвалась внезапно. Чей прерванный полет останется в памяти на долгие годы, а биографии погибших героев навсегда останутся примером для подрастающего поколения.

На главную