Наша планета Галатский мост
Галатский мост соединяет берега бухты Золотой рог в Стамбуле. Тем самым он связывает северную и южную европейские части города. Длина моста составляет 484 метра. Ширина равна 42 метрам. В центральной части сооружения имеется разводной пролёт длиной 80 метров.
Конструкция состоит из 2-х этажей. На первом этаже располагаются заведения общественного питания, а на втором осуществляется движение автомобилей и трамваев, по обеим сторонам также имеются тротуары для пешеходов. С конца XIX века это инженерное сооружение упоминается в литературе, поэзии, романах и театральных постановках.
Историческая справка
Самую первую мостовую конструкцию построили через бухту Золотой Рог во времена правления Юстиниана Великого в VI веке. Воздвигли её рядом с городской площадью недалеко от Феодосиевых стен в западной части византийской столицы.
В 1453 году, во время осады Константинополя, турки собрали мобильный мост из кораблей. Они поставили их бок о бок, чтобы войска беспрепятственно могли перемещаться с одного берега бухты на другой.
В 1502 году рассматривалось несколько проектов строительства моста во время правления султана Баязида II. Проекты разрабатывали такие люди как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Но они не были воплощены в реальность. Проект Леонардо да Винчи реализовали в 2001 году в Норвегии. Основан он на эскизах великого мастера.
К идее строительства несущей конструкции через Золотой рог вернулись лишь в XIX веке. 3 сентября 1836 года во время правления Махмуда II открыли понтонный мост длиной чуть более 500 метров. Строили его военные под руководством лорд-адмирала Февзи Ахмет Паши. Конструкция была расположена западнее современного местонахождения.
Первый деревянный мост возвели в 1845 году. Первым по нему прошёл султан Абдюлмецида I. А первым проплыл под ним французский капитан Маньян на своём судне. Данную конструкцию эксплуатировали в течение 18 лет. Проход по ней был платным.
Второе сооружение, тоже деревянное, возвели в 1863 году. Здесь инициатором выступил султан Абдулазиз.
Третий вариант мостовой конструкции был завершён в 1875 году. Строительные работы начала французская компания в 1870 году. Но затем война между Германией и Францией вынудила французов отказаться от строительства. Поэтому проект заканчивали британцы. Мост также был деревянный с длинной 480 метров и шириной 14 метров. Его стоимость составила 105 тыс. золотых лир. Эксплуатировали конструкцию до 1912 года.
Четвёртое сооружение через Золотой рог было запущено в эксплуатацию в 1912 году. Строила его немецкая фирма Оберхаузен AG. Стоимость составила 350 тыс. золотых лир. Длина сооружения достигала 466 метров, а ширина равнялась 25 метрам. Мост был повреждён в 1992 году при пожаре.
Пятый и пока последний Галатский мост строила турецкая компания СТФА. Возвела она его всего в нескольких метрах от предыдущей конструкции. Все строительные работы были завершены в декабре 1994 года. В 2005 году проложили трамвайные пути. Данное сооружение ежедневно посещается туристами, так как через него люди попадают в Старый город, где располагаются основные исторические и архитектурные памятники Стамбула.