Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Могилы шаманов

Могилы шаманов – тема не только чрезвычайно интересная, но и неразрывно связанная с мистикой. Сам шаман представлял собой человека, способного в состоянии транса общаться с духами. Помимо этого, он обладал даром излечивать различные болезни. Данная группа людей всегда являлась неотъемлемой составляющей языческой религии. При этом шаманы выступали как связующее звено племени или рода. Вокруг них сплачивались соплеменники, образуя монолитный коллектив с едиными целями и задачами.

Когда шаманы умирали, то их тела хоронили разными способами. Захоронения были воздушные, подземные, а также практиковалось сожжение. Всё зависело от конкретного народа и от тех традиций, которые он соблюдал. С сожжением и подземным захоронением всё ясно. А вот воздушное требует некоторого разъяснения.

Шаман

Практиковалось оно, как правило, у северных народов, которые жили в условиях вечной мерзлоты. Земля представляла собой ледяной монолит, в котором вырыть могилу было чрезвычайно сложно. Плотность населения в таких местах была низкая, а площадь таёжных районов огромная. Поэтому редкие захоронения не представляли собой никаких санитарных проблем. Очень широко подобные могилы были распространены у народов, населявших Якутию. Это эвенки, эвены, юкагиры.

Представляла собой могила шамана арангас. Делался он следующим образом: выбирались 4 стоящих рядом дерева, им отпиливали вершины, и на высоте 2-2,5 метров соединяли перекладинами. Получалось сооружение в виде помоста. На него устанавливали гроб. Делался он из 2-х половин цельного толстого ствола. Внутри этих половин всё выдалбливалось, и получалось пустое пространство. Нижнюю половину ставили на помост, укладывали в неё тело усопшего шамана, а сверху накрывал второй половиной.

Между собой эти деревянные образования плотно закрепляли специальными клиньями. Сам гроб так же надёжно крепили на помосте. Подобные захоронения по сей день можно встретить в якутской тайге. Возраст некоторых из них составляет до 300 лет. Объясняется это тем, что могилы шаманов всё время находились под тщательным наблюдением соплеменников.

Сами сооружения делались из лиственницы, а она чрезвычайно прочная. Но ровно через 100 лет, когда арангас начинал гнить, останки переносили в новый аналогичный арангас. Ещё через 100 лет опять в новый. А уж после этого осуществлялось подземное захоронение. В ответ на заботу соплеменников почивший шаман защищал их от внешних напастей и помогал в критических ситуациях. Поэтому языческие народы с таким почтением относились к могилам шаманов и ухаживали за ними.

А теперь, разобравшись с арангасами, можно затронуть и их мистическую составляющую. В 1978 году в Якутии на Колыме было обнаружено древнее захоронение шаманки. Археологи его вскрыли и останки забрали в НИИ для научного изучения. Через 10 лет в этой местности построили дачный посёлок, а участок, где стоял арангас, превратили в свалку для мусора.

Место было чудное с первозданной дикой природой. Но дачники вскоре почувствовали, что атмосфера вокруг стала кокой-то гнетущей и мрачной. Через какое-то время к некоторым дачникам во сне стала являться загадочная женщина. Она стояла одетая во всё чёрное и молчала. После этого дачники стали интересоваться, в какой местности они поселились. Место, где стоял арангас, было очищено от мусора и огорожено. После этого атмосфера в дачном посёлке нормализовалась.

В эвенкийском селе Куберганя в 1973 году решили построить небольшой аэродром с одной взлётно-посадочной полосой. Местные жители предупредили власти, что делать этого нельзя, так как рядом находится могила шамана. Предупреждение, естественно, проигнорировали, и вскоре взлётно-посадочную полосу сделали. Однако прилетевший самолёт АН-2 на полосу сел, но обратно взлететь не смог. Во время разбега у него отказал двигатель и сломалась лопасть винта.

Пострадали и рабочие, построившие аэродром. Бригадир пошёл купаться в речушку и утонул. А глубина в месте трагедии не превышала полутора метров. Через пару месяцев умер от аппендицита, перешедшего в перитонит, второй строитель. А третий скончался от ураганного воспаления лёгких.

Арангас в тайге

Не менее загадочная история случилась в селе Эльгеска Верхоянского района в 1979 году. В том месте, где находилась могила погребённого в XIX веке в землю шамана, решили опять же построить аэродром. И вновь нашлись старожилы, доказывающие, что нельзя тревожить прах усопшего. Людей этих никто не послушал. Проект согласовали, утвердили, и начали работы в самом начале лета.

Но когда близко подошли к захоронению, то как бы наткнулись на невидимою черту. Начали регулярно ломаться бульдозеры, трактора, самосвалы. К концу осени сделали очень мало и, остановив работы, стали ждать весны. Но весной почивший шаман решил защищать могилу более действенными способами. Вначале ослеп тракторист по непонятной причине, а затем умер бригадир строителей от инсульта. Аэродром так и не построили.

Времена и люди меняются, но могилы шаманов продолжают требовать к себе внимания. Примером тому может служить случай, произошедший в 1937 году в одном из районов Якутии. Там в XIX веке был захоронен шаман по имени Ойун Моньогон. Соплеменники добросовестно следили за его могилой, но при советской власти всё изменилось. А тут ещё грянули сталинские репрессии, повергшие людей в состояние паники. Но усопшему было на это наплевать, и он начал требовать у соплеменников перезахоронения. Ойун жаловался, что его могилу заливает дождями, а на правой кисти истлело сухожилие, и палец, отвалившись, оказался под спиной.

До советской власти люди немедленно бы выполнили просьбу шамана, но наступили другие времена, и никто не решался идти к могиле, чтобы не быть обвинённым в религиозной пропаганде. Но всё же здравый смысл восторжествовал, и после субботника селяне провели перезахоронение. Присутствовало на нём более 100 человек, и все убедились, что на правой кисти нет одного пальца. Нашли его за спиной трупа и прикрепили сухожилием жертвенного бычка.

Обряд проводил приглашённый шаман Омокун. И вдруг он голосом почившего Моньогона заявил, что требует себе провожатого в загробный мир. В древности провожатым всегда делали какого-нибудь сельского мальчишку. Но наступили другие времена, и уйти на тот свет добровольцев не нашлось. Ойун немного подождал, а затем опять же через Омокуна сказал, что если ему не дадут провожатого, то селян будет преследовать рок.

Тогда вперёд вышел 70-летний Василий Фёдоров. Он сказал, что уже достаточно пожил и готов стать провожатым. После этого останки перезахоронили, и все разошлись по домам. Василий тоже пришёл домой, поел, отдохнул, дал распоряжения по хозяйству, а ночью умер во сне. Похоронили его как народного героя.

Вот такие дела случаются, когда могилы шаманов начинают тревожить или не ухаживают за ними должным образом. Кончено, найдутся сомневающиеся в выше изложенных фактах. Но представители советской власти тоже сомневались, и чем это закончилось? Поэтому всегда нужно относиться очень осторожно к любым, даже самым невероятным утверждениям, так как они могут оказаться правдой.

Евгений Кузьмин

В раздел: Мистика