Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Что характеризует исторические события?

Вся история человечества состоит из череды событий, в основе которых лежат смена империй и царств, вер и традиций, и представляет на первый взгляд не поддающийся объяснению хаос. Ситуацию усугубляет многогранность истории. Есть история социально-экономических формаций, военная история, история техники, культуры, литературы, религии. Всё это разные дисциплины, входящие в историю.

Историки юридической школы во все времена изучали человеческие законы и принципы государственного устройства. Историки-марксисты рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил. Другие опирались на индивидуальную психологию и т. д. И всё же в первую очередь человеческую историю нужно рассматривать как историю народов. В этом случае вопрос: что характеризует исторические события – приобретает более простой и доступный для понимания характер.

Первобытные люди

Первым параметром, характеризующим исторические события, является пространство. Ещё первобытный человек знал границы территорий своего обитания. Это был, так называемый, кормящий или вмещающий ландшафт. В нём жил сам человек, его семья, его племя. Впоследствии у каждого народа была своя территория. Её защищали, обороняли и расширяли по мере сил и возможностей.

Второй параметр – время. Любое историческое событие происходит не только на конкретной территории, в конкретном пространстве, но и когда-то. Те же первобытные люди не только ориентировались на свою территорию, но и осознавали, что у них есть отцы, деды и будут дети и внуки. Таким образом, в истории народов временные координаты неразрывно связаны с пространственными.

В то же время народ – понятие довольно общее. Под ним понимают как нацию, так и этнос. Что такое этнос? Это коллектив людей, противопоставляющий себя другим таким же коллективам. А связующей силой в нём являются взаимная симпатия и общность людей, но не в результате сознательного расчёта, а на подсознательном уровне. Именно благодаря ему люди и делят себя на «своих» и «чужих». И именно этнос является третьим параметром, характеризующим исторические события.

Каждый такой единый коллектив должен приспособиться к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Но, живя в своём ландшафте, члены этноса должны к нему приспособиться, усваивая какие-то специфические правила поведения – стереотипы. И именно усвоенные стереотипы или исторические традиции и составляют основное отличие членов одного этноса от другого.

Древние развалины

Но условия своего существования нужно описывать, а для этого необходима система отсчёта времени. Легче всего учитывать временные циклы. День и ночь составляют повторяющийся временной цикл – сутки. Больший цикл составляют сменяющиеся времена года. А ещё больший представляет собой сменяющиеся года. На Востоке придумали систему отсчёта времени, состоящую из 12 годов. Но этнос живёт очень долго, поэтому даже 12-летнего цикла было недостаточно, чтобы описать, хранящиеся в памяти людей события.

С этой целью стали применять линейное измерение времени, а отсчёт начали вести от определённого момента в историческом прошлом. Таким моментом у древних римлян стало основание Рима. У древних эллинов – год первой Олимпиады. Мусульмане считают годы от Хиджры – бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Христиане ведут своё летоисчисление от Рождения Христова. О линейном измерении времени можно сказать, что оно, в отличии от циклического, подчёркивает необратимость времени.

На Востоке придумали ещё один способ осознания и отсчёта времени. Само время наделили колебательным движением, а отдельные временные отрезки выделили в зависимости от насыщенности событий. То есть всё время разделили на большие дискретные участки или превратности. Каждая превратность протекает в определённый момент истории. Она имеет своё начало, свой конец и сменяется другой превратностью.

Но, рассуждая о прерывистом времени, линейном или циклическом, нужно понимать, что речь идёт всего лишь о созданных человеком системах отсчёта. Единое абсолютное время, в котором мы существуем, вовсе не является математической абстракцией. Оно представляет собой истинную природную действительность.

Рассуждая о том, что характеризует исторические события, нужно упомянуть и историческую геологию. Она оперирует эрами и периодами, в каждый из которых биосфера Земли имели свои особенности. Это «влажный» карбон с обилием крупных амфибий, «сухой» пермский период с крупными рептилиями, которые обитали вблизи водоёмов. В триасе, юре и меле каждый раз возникала новая флора и фауна. А ледниковый период вновь изменил животный и растительный мир планеты.

До этого в Африке обитали австралопитеки, отдалённо напоминающие современного человека. После ледникового периода появились неандертальцы. Потом они исчезли при неизвестных обстоятельствах, а им на смену пришли кроманьонцы. В Палестине сохранились следы столкновения двух видов: кроманьонцев и неандертальцев. В пещерах Схул и Табун на горе Кармель были обнаружены останки помесей двух видов. Но новый смешанный вид оказался нежизнеспособным.

Уничтожение народа

В наше время Землю населяют бывшие кроманьонцы, причём подразделяются на 5 разных рас, принадлежащих к одному биологическому виду. Следовательно, можно заключить, что преемственности между неандертальцами и современными людьми не существует. Но точно такой же преемственности нет между кроманьонцами и древними кельтами, между римлянами и румынами, русскими и мадьярами.

В истории народов мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определённых территориях планеты идёт полная ломка, когда исчезают старые этносы и появляются новые. Древность принадлежала филистимлянам, халдеям, македонянам, этрускам. Их сейчас нет, но ведь когда-то не было и англичан, и французов, и шведов, и испанцев. А ведь это является самым главным, что характеризует исторические события: наличие «начала» и «конца». Вот он, основной параметр истории народов. Всё течёт, всё меняется, всё начинается и всё кончается. И так будет продолжаться бесконечно.

Иннокентий Догилев