Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Русское население на территории Речи Посполитой

После тяжёлого для русского государства периода Смутного времени со Швецией в 1617 году был заключен Столбовой мир. В 1618 году с Речью Посполитой было заключено Деулинское перемирие. В результате этого западные земли Московского царства отошли к Швеции и Польше. Но в шведских владениях оказалось мало русского населения, а вот в польских гораздо больше.

Речь Посполитая включила в себя Белоруссию, Украину, часть Великороссии (Смоленск), Литву и часть Латвии. В 1632 году русское войско сделало попытку отбить Смоленск. Однако полякам удалось спровоцировать набег крымских татар на юг России. В результате этого лучшая часть русского войска – дворяне – ушли в южные степи, так как были там нужнее. Оставшаяся пехота была разбита и в 1634 году капитулировала. После этого был заключён Поляновский мир, а Смоленск и Чернигов остались под властью польского короля Владислава.

Население Речи Посполитой

Но надо сказать, что русское население на территории Речи Посполитой в целом вело себя лояльно по отношению к чужеземному правительству. Однако поляки относились к православным подданным свысока и даже с презрением. Православные по понятиям католиков считались схизматиками (раскольниками), но их грех был гораздо меньше, чем у протестантов. Последних католики считали еретиками.

Но раз русское население было неполноправным, то его старались во всём ущемлять и зажимать. Так русские дворяне на занятых поляками землях были лишены всех прав на чины. В результате этого они не могли делать карьеру. Русское купечество и городские ремесленники были вытеснены из торговли евреями. Тем покровительствовали католическая церковь и польские паны.

Сами польские паны, получив в захваченных русских землях большие поместья, совсем не хотели заниматься хозяйством. Они предпочитали вести праздную жизнь в Варшаве, Кракове, Западной Европе. А их хозяйствами руководили евреи, которых в Польше с XIV века было очень много. Их в то время пригласил король Казимир Великий. Евреи быстро обжились на новых землях. Они арендовали корчмы, лавки, начали заниматься ростовщичеством.

Когда появилась потребность в организации работы хозяйств, то евреи стали заниматься и этим. Став доверенными лицами польских панов (факторами), они начали выжимать деньги из русских крестьян-арендаторов. А русские, украинцы, белорусы, жившие на захваченных поляками территориях, могли облегчить свою участь, если бы перешли в католицизм. Однако таких оказалось очень мало. Большая часть православного населения отказалась менять греческую веру на латинскую.

А тем временем в Польше появились представители католического ордена иезуитов. Основан он был в 1534 году испанским офицером Игнатием Лойолой. Официальная цель ордена заключалась в борьбе с ересью и расширении сферы влияния католицизма. Братья трудились по всему миру. Они открывали коллегии и академии, занимались шпионажем, подкупом, провоцировал войны, чтобы вернуть как можно больше еретиков в лоно католической церкви.

Иезуиты стремились вернуть в лоно католической церкви как можно больше еретиков

С той же целью ученики Лойолы развернули свою деятельность и в Польше. Они открыли на территории Белоруссии иезуитскую коллегию и начали активно заниматься католической пропагандой. Прежде всего было объявлено, что соглашение западной и восточной церквей достигнуто и закреплено Флорентийской унией 1439 года, хотя об этой унии все уже давным-давно забыли.

Вот на этом весьма зыбком основании всем православным предлагалось принять католическую веру как более совершенную. Доказывая превосходство католической веры, иезуиты утверждали, что латинский язык, на котором совершаются богослужения, более универсален по сравнению со славянскими языками, и на нём написано огромное количество богословской литературы.

Однако среди православных нашлось немало грамотных оппонентов. Они указали на наличие своей святоотеческой традиции славянского богослужения. Заявили, что вся необходимая литература уже давно переведена на церковнославянский язык. А поэтому нет необходимости переходить на латынь и принимать католическую веру.

Между католиками и православными также разгорелся спор по поводу церковных авторитетов. Латиняне утверждали, что мнение церковных иерархов предпочтительнее мнения простых сограждан. В данном случае косвенно указывалось на непререкаемый авторитет папы римского. А их православные оппоненты ссылались на целый ряд примеров из истории церкви, когда крупные иерархи – Нестор, Евтихий, Македоний – оказывались распространителями ереси и были осуждены церковными соборами.

Православные отвергали латинское понимание церковных авторитетов. Руководствовались они при этом принципом соборности, требовали оставить за ними право на определение истины. А такое право базировалось на чувстве совести всех и каждого. В результате полемики иезуиты остались ни с чем. И это ухудшило положение русского населения на территории Речи Посполитой.

Попутно следует заметить, что крепостного права как такового в Польше не было. Любой крестьянин мог уйти от пана, если хотел. Но в этом случае крестьянин терял всё своё имущество, а также мог потерять и личную свободу, потому что свобода крестьян ограничивалась системой налогов. Налоги платились помещику, и если у крестьянина денег не было, то он становился дворовым человеком.

Отсюда видно, что отсутствие крепостного права создавало для крестьян гораздо более худшие условия, нежели крепостное право, которое имело место в Московском царстве. Парадоксально, но отсутствие крепостной зависимости обрекало крестьян на полное бесправие. Налогами были обложены земля, водоёмы, охотничьи угодья, сенокосы. Даже с православных церквей взимали соответствующие подати.

Жизнь крестьян в Речи Посполитой была тяжёлой

Это особенно возмущало православных. Ключи от церкви находились у управляющего-фактора. Он пользовался ими, как ключами от амбара. Если налог не был уплачен, то управляющий не открывал храм. И прихожане вынуждены были срочно собирать деньги, чтобы оплатить задолженность и провести службу.

Конечно, от произвола панов страдали и крестьяне-католики. Но они могли договориться с помещиками и шляхтичами. Несмотря на социальную рознь, они оставались своими. У православных же не было такой возможности, так как в глазах поляков они являлись схизматиками. Именно в силу этой особенности ни польские, ни литовские крестьяне никаких бунтов против своих эксплуататоров не устраивали.

А вот православным, напротив, ничего другого делать не оставалось. Поэтому русское население на территории Речи Посполитой начало выражать протест с помощью мятежей. Они пошли один за другим: восстания Наливайко, Павлюка, Остраницы, Гуни. А апофеозом борьбы православия с католицизмом можно считать восстание Богдана Хмельницкого. Оно положило начало освободительной войне на польской Украине.

Иннокентий Догилев