Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Развитие этноса – пассионарная теория этногенеза

Советский историк, востоковед, философ, географ Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992) создал теорию, получившую название «Пассионарная теория этногенеза». В ней исторический процесс рассматривается как взаимодействие развивающихся этносов. Данная теория не вписывается в традиционные научные рамки. Она не нашла понимания у специалистов ни в СССР, ни за рубежом. Однако развитие этноса имеет несколько теорий, и работа Гумилёва является одной из них.

На чём же базируется данный труд, почему он не нашёл многочисленных сторонников? Давайте кратко разберёмся в этом вопросе. А начнём с теории эволюции, которая как до, так и после Дарвина утверждала, что всё живое на планете образуется и совершенствуется в результате борьбы за существование.

Но в наше время данная теория не всех устраивает. Ряд фактов указывает на иную концепцию – теорию мутагенеза. Согласно ей, каждый новый вид является следствием мутации: внезапного изменения генофонда, наступающего в результате воздействия внешних условий в определённом месте и в определённое время.

Пассионарные толчки

В то же время мутация не отменяет внутривидовый процесс эволюции. Если появившиеся новые признаки улучшают жизнеспособность вида, то они закрепляются в потомстве на достаточно долгое время. Если же жизнеспособность ухудшается, то носители новых признаков вымирают через несколько поколений.

Примечательно то, что по Гумилёву теория мутагенеза согласовывается с этнической историей. Учёный утверждал, что начало этногенеза можно связать с механизмом мутации, в результате которого возникает этнический толчок. Именно он и ведёт к образованию новых этносов. Само же развитие этноса связано со вполне определённым генетическим признаком – пассионарностью.

Под ней понимается признак, возникающий вследствие мутации или пассионарного толчка. Он образует внутри популяции некое количество людей, обладающих повышенным запасом энергии, а, следовательно, повышенной тягой к действию. Таких людей называют пассионариями. Эти особые люди стремятся изменить окружающий мир. А раз их достаточно много, то они способны свои устремления претворить в жизнь.

Именно пассионарии организуют военные походы в далёкие земли, пытаются покорить народы, живущие по соседству с их этносом или, наоборот, мужественно сражаются с захватчиками. Для такой деятельности требуется много энергии. И такой вид энергии был открыт академиком В. И. Вернадским. Назвал он этот вид – биохимической энергией живого вещества биосферы.

Обычно у людей энергии ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Но если организм человека способен вобрать энергию из окружающей среды, то этот избыток он может применить в любой сфере деятельности. И если пассионариев много, то и энергии много. Её тратят на создание новой религии, на строительство пирамид, на завоевание огромных земель. При этом пассионарии выступают не только как исполнители, но и как организаторы.

Они вкладывают свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками, вырабатывают новые стереотипы поведения и навязывают их всем остальным. Таким образом, создаётся новая этническая система, новый этнос, видимый для истории. Но любая этническая система имеет своё начало и свой конец. Между ними существуют фазы развития этноса, которые условно можно сравнить с возрастом человека.

Первая фаза начинается с пассионарного толчка и характеризуется пассионарным подъёмом этноса. Но новые этносы возникают на базе старых. А те соединяются как сложная система, и из непохожих субэтнических групп создаётся единая целостность, спаянная пассионарной энергией. Она расширяется и подчиняет себе территориально близкие народы. Так создаётся суперэтнос.

Для примера можно рассмотреть Византию. Этот суперэтнос зародился в I веке н. э. Состоял он из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян. Просуществовал до XV века. Продолжительность жизни такого образования составляет 1,5 тыс. лет. Исключения бывают в тех случаях, когда агрессия соседних народов нарушает нормальный ход этногенеза.

Максимальный подъём пассионарности – это акматическая фаза. Характеризуется она стремлением людей не создавать целостность, а быть самими собой, то есть не подчиняться общепринятым установкам, считаться лишь с собственной природой. Эта фаза сопровождается внутренним соперничеством и большими человеческими жертвами.

Постепенно пассионарный заряд этноса сокращается, и наступает фаза надлома. Сопровождается она рассеиванием энергии. Тратится та на сооружение памятников, на развитие культуры, искусства. Однако высшая точка культурного развития соответствует спаду пассионарности. Кончается фаза надлома обычно кровопролитием. Система освобождается от излишней пассионарности, и в обществе наступает видимое равновесие.

Суперэтнос начинает жить по инерции за счёт приобретённых ранее ценностей. Данная фаза называется инерционной. Для неё характерно подчинение людей друг другу, накопление материальных благ и растрачивание остатков пассионарной энергии. Продолжается фаза до тех пор, пока пассионарность полностью не исчезает.

Объединяющей и движущей силой этноса являются пассионарии

Когда энергия сходит к нулю, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, то есть люди с пониженной пассионарностью. Чтобы комфортно жить, они начинают уничтожать не только оставшихся пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. В результате этого наступает фаза обскурации. При ней процесс распада системы становится необратимым. Бал начинают править люди эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией.

Во время фазы обскурации проедается и пропивается всё ценное, сохранившееся от героических и славных времён. А финалом становится последняя фаза этногенеза – мемориальная. Во время неё сохраняется лишь память об исторических традициях. А когда память исчезает, то приходит равновесие с природой (гомеостаз). Люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Так заканчивается развитие этноса. Новый же цикл может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком. В результате него возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, так как тот находится при последнем издыхании. Новый толчок создаёт новый этнос и даёт начало очередному витку этногенеза. Именно благодаря такому процессу человечество не деградирует и не исчезает с лица Земли.

Такова пассионарная теория этногенеза, созданная Львом Гумилёвым. В данной статье она изложена кратко. В действительности же это целый научный труд на соискание докторской степени. Диссертация была защищена, но не утверждена. В настоящее время данную теорию преподают во многих высших учебных заведениях разных стран. Однако смотрят на неё не как на истину в последней инстанции, а как на одну из теорий, объясняющих развитие этноса.

Иннокентий Догилев