Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Священная лига (1684) и Московское царство

Вооружённые конфликты католических стран с Турцией в XVI-XVII веках практически не прекращались. Во второй половине XVII столетия турки-османы хотя и потерпели ряд серьёзных поражений от европейских стран, но удерживали в своих руках часть Венгрии и Подолию. В 1683 году они вторглись в Австрию и осадили Вену.

На помощь Австрии пришёл польский король Ян Собесский. Он понимал опасность, исходящую от турок, поэтому принял активное участие в обороне города. Судя по источникам тех лет, в обложившем со всех сторон Вену турецком войске насчитывалось 200 тыс. человек, но это и обслуживающий персонал, и боевые части. Австрийская армия насчитывала 40 тыс. человек, а поляки выставили 26 тыс. военнослужащих.

Священная лига положила конец вторжению турок в Европу

Этими силами австрийцы и поляки наголову разбили турок. Поражение османцев было столь сокрушительным, что турецкий султан казнил своего великого визиря. Но хотя Австрия и Речь Посполитая одержали блестящую победу, обошлась она союзникам очень дорого. Силы государств оказались подорванными. Поэтому назрел вопрос о создании союза нескольких европейских стран, способных достойно противостоять Османской империи.

Такой союз был создан в 1684 году. В историю он вошёл как Священная лига (1684). Год нужно указывать обязательно, так как Священных лиг насчитывалось несколько. Объединяющей силой, поспособствовавшей созданию союза, стал римский папа Иннокентий XI. Именно под его патронажем в борьбе против мусульман объединились такие страны как Австрия (правильнее Габсбургская Австрия или Священная Римская империя), Речь Посполитая, Венецианская республика и Мальтийский рыцарский орден.

Участники лиги были заинтересованы в том, чтобы вовлечь в борьбу с Турцией и Московское царство. В этом случае на русских были бы возложены тяготы ведения войны в Диком поле. Но нужно понимать, что идея создания союза христиан для борьбы с магометанами была лишь идеологической вывеской.

Ещё в 1676 году Речь Посполитая, перед очередных турецким вторжением на Украину, без зазрения совести предала Русское царство и заключила с турецким султаном мир. А ведь незадолго до этого Россия поддерживала Речь Посполитую и требовала от османов, чтобы те прекратили нападения на Польшу.

Но польские паны оказались людьми неблагодарными. Они отошли в сторону и тем самым турки высвободили 100-тысячную армию. С этим войском они ринулись на Украину, и лишь ценой героических усилий стрелецкого ополчения и казацких отрядов русскому государству удалось отстоять Левобережную Украину и Киев. Так почему же тогда Московское царство поддалось уговорам европейских держав и в 1686 году вошло в состав Священной лиги (1684)?

Тут нужно понимать ту политическую ситуацию, которая сложилась на тот момент в России. В стране правила Софья, опиравшаяся на Милославских. Главой правительства был фаворит правительницы – князь Василий Голицын. Этот человек выступал за участие Русского царства в европейских делах. Причём выражал явную симпатию Австрии, Венеции и Речи Посполитой.

Однако ещё совсем недавно, при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, русская внешняя политика была совсем другой. Россия выступала против Польши, а, следовательно, и против всего католического Запада, делая установку на торжество православия. Такая политика поддерживалась украинцами и белорусами, так как католики обращались с ними очень жестоко.

А вот Османская империя, в состав которой входили такие православные страны как Сербия, Болгария, Греция, Валахия, Молдавия, обращалась с христианами мягко. Христиане не могли служить в мусульманской армии и носить оружие, но они спокойно жили и работали, посещали христианские храмы, читали православные богослужебные книги. Иначе говоря, у турок практиковалась свобода совести, и она рассматривалась как один из принципов государственного устройства.

Поэтому политика Голицына вызывала у русских людей непонимание. Глупо было воевать на стороне своих врагов, нарушив мир с турками и татарами. А Священная лига (1684) всячески стремилась втянуть Московское царство в войну не столько с турками, сколько с их союзником – Крымским ханством. Дело же заключалось в том, что австрийцы и поляки больше опасались не регулярных турецких войск, а стремительных набегов татарской конницы. Поэтому именно татар и должны были отвлечь на себя русские войска.

Умные и влиятельные люди в России всё это прекрасно понимали. И, конечно же, были против того, чтобы примкнуть к Священной лиге. Царевна Софья и Василий Голицын знали об этом, но всё равно вошли в союз католических стран. За это Московскому царству пообещали вечный мир с Польшей и Киев в бессрочное владение. Этот город по Андрусовскому перемирию 1667 года перешёл к России на 2 года, но так и не был возвращён полякам. Ситуация с Киевом была неопределённая, и Священная лига вызвалась урегулировать этот вопрос.

Поход русского войска в Крым

Таким образом, Московское царство в 1686 году вошло в союз католических стран, но без каких-либо гарантий на приобретение земель на Балканском полуострове в случае победы. После этого пришлось выполнять свои обязательства. В 1687 году 100-тысячное русское войско под командованием князя Голицына двинулось на Крым.

Ветераны степных войн, дворяне, казаки прекрасно понимали авантюрный характер этой затеи. К тому же сам Голицын никогда не был военачальником и не имел никаких полководческих талантов. Ему в летнее время предстояло пройти со своим войском по сухой безводной степи от Полтавы до Перекопа, а затем, не имея надёжного тыла, взять штурмом прекрасно укреплённый перешеек.

Совсем неудивительно, что этот крымский поход, а затем и следующий 1688 года, закончился полной неудачей. Сам Голицын отделался лёгким испугом и в опалу не попал, так как имел близкие отношения с Софьей. Виновным в провале военной компании объявили гетмана Самойловича. Но этот человек менее всех был повинен в неудаче и изначально выступал против голицинской авантюры. Его сослали в Сибирь, а гетманскую булаву передали Мазепе.

Но именно вступление Московского царства в Священную лигу стало фатальным для царевны Софьи и её окружения. Развязка наступила в 1689 году. К власти пришёл молодой Пётр I. Софью заточили в монастырь, а Голицына отправили в ссылку. Но войну с Турцией нужно было продолжать, и новый царь в 1695 и 1696 годах предпринял с донскими казаками 2 похода для захвата крепости Азов.

Эта военная компания закончилась для русских успешно, и турки на условиях почётной капитуляции оставили Азов. Однако необходимость взятия Азова была довольна сомнительна. Азовское море сообщается с Чёрным через Керченский пролив, а Керчь и Тамань остались в руках турок и татар. А поэтому, взяв Азов, нужно было, по логике, отвоёвывать выход из Азовского моря в Чёрное, то есть пытаться захватить Крым, как это делал Голицын.

Но даже захватив Крым и получив выход в Чёрное море, Россия не стала бы средиземноморской державой. Чтобы такое произошло, нужно было заполучить Босфор и Дарданеллы, то есть захватить Стамбул. Но в конце XVII века об этом и речи не могло идти.

Священная лига прекратила своё существование в 1699 году после победы над турками. Победители и побеждённые заключили Карловицкий мир. Но Русское царство в этом мероприятии не участвовало. Со стороны победителей присутствовали Австрия, Речь Посполитая и Венецианская республика. Со стороны побеждённых выступала Османская империя.

Подписание Карловицкого мира

Австрия приобрела богатую Венгрию, Речь Посполитая получила Подолию. Та стала барьером на пути турок во внутренние области Польши. Венецианская республика закрепила за собой Морею и Далмацию. А вот России союзники предоставили самой рассчитываться за свои победы и неудачи. Московское царство присоединило к себе Дикое поле от Дона до Запорожья. Бывшие союзники по лиге прекрасно представляли всю условность такого приобретения, а поэтому согласились считать Дикое поле русским.

Таким образом, голицинский союз с католиками не принёс никакой пользы России. Поэтому Пётр впоследствии изменил свои приоритеты во внешней политике. Он наладил контакты с другими европейским государствами. Царь побывал в Курляндии, Бранденбурге, Голландии, Англии. То есть проехал по протестантским государствам.

Но Голландия и Англия в то время боролись с католической Швецией. И они попробовали использовать Петра I в борьбе против этого государства точно так же, как ранее католики использовали Софью и Голицына в борьбе с Турцией. Отсюда видно, что после замены Софьи на Петра внешняя политика русского государства кардинально не изменилась. Она лишь переориентировалась на другую группу европейских стран.

Иннокентий Догилев