Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Большая колыванская ваза

Огромную каменную чашу, установленную на специальном усиленном фундаменте, можно увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа. Это царица ваз или Большая колыванская ваза, выполненная из ревневской яшмы. Данный шедевр также называют Колыванской чашей или царской чашей, что сути дела не меняет. Она считается самой большой чашей в мире, изготовленной из яшмы.

Царица ваз в Эрмитаже

А обязано появление гигантской каменной чаши императору Российской империи Николаю I. Он серьёзно и со знанием дела занимался обустройством дворцового комплекса, расположенного на берегу Невы. При прежних российских правителях посмотреть на уникальные сокровища, собранные в Зимнем дворце, могли только его обитатели и их гости. А вот Николай I решил сделать Эрмитаж доступным для всех людей.

В результате этого появилось здание Нового Эрмитажа, строительство которого закончилось в 1851 году. Это здание стало первым публичным художественным музеем в Российской империи. Не последнее место в нём заняли предметы, изготовленные русскими мастерами-камнерезами.

В то время в империи камнерезных центров насчитывалось три. Это Петергофская шлифовальная фабрика (мельница), созданная ещё при Петре I. Екатеринбургская шлифовальная фабрика, строительство которой датируется 1740 годом. И Колыванская шлифовальная фабрика, организованная на Алтае. Царица ваз была изготовлена именно на последней.

Сделали её из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова. В самом широком месте ваза или чаша составляет в диаметре 5,04 метра. Её высота вместе с пьедесталом достигает 2,57 метра, а вес равен 19 с половиной тонн. У Большой колыванской вазы есть одна особенность: форма у неё овальная. Однако в то время чаши делали, как правило, круглыми или квадратными.

Связано это было со свойствами яшмы. Она твёрдая, но в то же время хрупкая. Сделал что-то не так, и камень сразу дал трещину – весь труд насмарку. С учётом этого, круглые и квадратные формы изготавливать было гораздо легче и безопаснее, чем овальную, так как та требовала ювелирного ручного труда. Но мастеров трудности не испугали, и уникальную огромную вазу они изготовили. А вот в наше время невозможно найти специалистов, способных такую красоту сотворить.

Гора Ревнюха на Алтае

Ту яшму, из которой сделали вазу, взяли на горе Ревнюхе. Назвали гору так из-за зарослей ревеня, обильно растущего на склонах. Но не одним ревенем прославилась гора. В её недрах обнаружили крупные залежи зелено-волнистой яшмы. А вот в других местах такая красивая яшма не встречалась.

На одном из склонов соорудили каменоломню и начали разрабатывать месторождение. Из яшмы стали делать чаши, вазы и отправлять их в Санкт-Петербург. В самой каменоломне куски породы обтёсывали до нужных размеров, а тонкую обработку проводили на Колыванской шлифовальной фабрике. От каменоломни она находилась на расстоянии нескольких десятков километров.

Вся эта работа была тяжёлая. Вначале находили кусок камня нужных размеров, затем вручную спускали к подножию горы, а уж после этого тащили каменную глыбу, которая могла весить несколько сотен кг и даже тонн, на фабрику. Перемещали такую громадину по земле, подкладывая стволы деревьев.

Описание транспортировки и обработки одной такой глыбы сделал начальник Колывано-Воскресенских заводов Пётр Кузьмич Фролов. Это описание было опубликовано в «Сибирском вестнике» в XIX веке. Фролов писал, что большой кусок породы весом 11,5 тонн был найден в 1815 году. Но на фабрику его доставили лишь летом следующего года.

Картина Тарского - транспортировка камня для царицы ваз

Тащили глыбу волоком по земле в течение 8 дней 400 человек. Изготовили чашу по рисункам архитектора Кваренги. Она была тоже овальной формы, как и Большая колыванская ваза, и весила с ножкой 2 тонны 88 кг. Её наибольший диаметр составлял 3 метра, а высота около полутора метров. Изготовление чаши заняло 4 года. В 1820 году её повезли в столицу.

Фролов описал точный путь, по которому чашу доставили в Санкт-Петербург. Вначале почти месяц тянули на лошадях от Барнаула до Екатеринбурга. А это 1900 км. Затем 4 дня тащили до Уткинской пристани на реке Чусовой. Оттуда с середины апреля до середины августа сплавляли по системе рек: Чусовая, Кама, Волга, Обводной канал, Нева. Это был обычный маршрут доставки изделий из камня с Алтая в Санкт-Петербург.

Но вернёмся к царице ваз и проследим её судьбоносный путь с Алтая до здания Нового Эрмитажа в столице Российской империи. В 1819 году в Ревневской каменоломне обнаружили огромную 11-метровую глыбу. Во время обработки она дала трещину и уменьшилась в размерах до 5,6 метра.

Из этого куска породы в 1820 году и решили изготовить вазу для Нового Эрмитажа по рисункам архитектора Мельникова. Тот изобразил её полой внутри, с резьбой по исподу и изящной ножкой внизу. На изготовление макетов и детальных рисунков ушло несколько лет. Лишь в 1829 году начались работы. Руководил ими управляющий Михаил Лаулин.

Камень установили на подпорках в сарае и начали тесать вручную долотами. По прошествии 2-х лет получилась заготовка, которую переправили на Колыванскую шлифовальную фабрику. Там внутреннюю часть вазы сделали полой. После этого занялись наружной резьбой и изготовлением ножки. Закончили все работы в 1842 году.

Новый Эрмитаж - первый публичный художественный музей в Российской империи

В начале 1843 года Большую колыванскую вазу перевезли в Барнаул, а затем в Екатеринбург к Уткинской пристани. До пристани царицу ваз тянуло полторы сотни лошадей. По воде до Санкт-Петербурга сплавляли её вплоть до августа. На Фонтанке она пролежала на барже возле Аничкова моста долгое время, потом ещё дольше лежала на набережной. А причина заключалась в том, что во дворец царица ваз не могла попасть из-за своих габаритов. Поэтому её решили поместить в проезд здания Нового Эрмитажа, но под такую тяжесть пришлось делать усиленный фундамент. На его сооружение ушло 4 года.

Лишь в 1849 году Большая колыванская ваза наконец-то нашла себе постоянное и достойное пристанище. Устанавливали её на фундамент почти 800 рабочих. И в проезде царица ваз простояла несколько лет. Затем его закрыли стенами и превратили в одно из помещений Нового Эрмитажа. Вот с тех пор каменная чаша, изготовленная из ревневской яшмы, там и стоит, поражая людей своей красотой и поистине царским величием.

Леонид Журавлёв