Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Зоя Фёдорова

Зоя Фёдорова (1911-1981) – известная советская киноактриса. В 1939 году её наградили Орденом Трудового Красного Знамени за роль Варвары Корнеевой в фильме «На границе». В 1941 году бала награждена Сталинской премией 2-й степени за роль Клавы в фильме «Музыкальные истории». В 1942 году ей опять была присвоена Сталинская премия за роль Наташи в фильме «Фронтовые подруги». В 1965 году стала Заслуженной артисткой РСФСР.

Судя по наградам, женщина прошла славный жизненный путь. Однако закончился он трагически. 11 декабря 1981 года киноактрису-пенсионерку убили в собственной квартире на Кутузовском проспекте выстрелом в затылок. Случилось это средь бела дня в мирное советское время. Убийца до сих пор не найден.

Фотография Зои Фёдоровой

Краткая биография

Родилась эта загадочная женщина в рабочей семье в Санкт-Петербурге. В 1918 году всё семейство переехало в Москву. В этом городе девочка училась в школе и занималась в драмкружке. В 1928 году поступила в театральное училище. Закончила учёбу в 1934 году и в это же время вышла замуж за кинооператора Рапопорта Владимира Абрамовича (1907-1975), распрощавшись со своим первым мужем Вейцлером Леонидом Сергеевичем (1906-1966).

Надо отметить, что кинооператоры имели большой вес в советском кинематографе. К примеру, советский кинооператор Тиссэ Эдуард Казимирович ездил в Америку вместе с Эйзенштейном и Александровым. Там он на равных общался с Уолтом Диснеем и Чарли Чаплином. Был лауреатом Сталинских премий. Так что второе замужество у нашей героини получилось очень удачным.

Скорее всего, благодаря мужу, молодая актриса сыграла в предвоенное время несколько ролей в популярных фильмах. Но незадолго до войны супружеская пара распалась. Вскоре Фёдорову перестали снимать. Женщина жаловалась на правление кинематографии Сталину и Берии, но те ничем ей не помогли.

С середины войны киноактриса заводит тесные связи с представителями английской и американской миссий. Весело проводит время в окружении своих новых друзей. Беременеет от американского дипломата Джексона Тейта (1898-1978). Для сталинской России это большой конфуз. Поэтому наша героиня срочно выходит замуж за музыканта и композитора Рязанова Александра Всеволодовича (1908-1987). Вскоре у молодожёнов рождается девочка, которую называют Викторией.

В конце декабря 1946 года актрису арестовывают и предъявляют ей обвинение в шпионаже. На следствии бывшая популярная кинозвезда сообщает:

– Сборища на моей квартире носили откровенно антисоветский характер. Собираясь вместе, мы клеветали на материальное благосостояние советских трудящихся, допускали злобные выпады на руководителей партии и правительства. В разговорах дошли до того, что обсуждали план свержения такого правительства. К примеру, в ноябре 1946 года один из гостей заявил, что намерен выпускать антисоветские листовки. Я и моя сестра Мария тут же изъявили готовность распространять эти листовки по городу.

А далее ещё страшнее:

– Я должна сказать, что в ходе враждебных бесед высказывала террористические намерения против товарища Сталина, так как полагала, что именно он является главным виновником невыносимых условий жизни в Советском Союзе. В связи с этим признаю себя виноватой в том, что высказывала гнусные клеветнические измышления против Сталина, руководителей партии и советского правительства.

Помимо этих жутких показаний, у Зои Фёдоровой следователи нашли браунинг, что ещё больше усугубило вину женщины. Её осудили на 25 лет лагерей. Посадили и мужа, дав ему 10 лет за шпионаж. Родные сёстры нашей героини Александра и Мария также получили длительные срока, а имущество актрисы было конфисковано.

В начале 1955 года, ещё до осуждения культа личности Сталина, Фёдорову освободили и сняли с неё все обвинения. После этого у женщины началось чрезвычайно удачное время. До ухода на пенсию она снялась более чем в 30 фильмах. Роли, правда, были небольшие, но значимые.

В 1975 году дочь Виктория эмигрировала к своему биологическому отцу в США. В следующем году сама актриса съездила в Америку, где встретилась с Джексоном Тейтом. После этого ещё пару раз приезжала в США и проведывала дочь. В 1981 году высказала желание перебраться за океан на постоянное место жительства. Пенсионерка начала оформлять документы, но чья-то пуля оборвала её жизнь.

Кто и зачем убил Зою Фёдорову?

Начиная с юных лет, наша героиня очень любила танцевать фокстрот. Свою любовь она объясняла тем, что в этом танце можно сильно прижиматься к партнёру. Прижималась она видимо гораздо сильнее, чем того требовалось, поэтому ещё в 1927 году была арестована органами ОГПУ. Обвинили девушку в шпионаже, так как к шпионам она тоже прижималась.

Но дело очень быстро прекратили и молодую актрису выпустили. Можно предположить, что именно в это время ОГПУ завербовало девушку и сделало её своим агентом. Это косвенно подтверждается тем, что в 1941 году Берия предложил Фёдоровой остаться в Москве, если ту захватят немцы, и работать на советскую разведку.

Наша героиня согласилась, и Берия очень высоко оценил это. Он дважды принимал женщину у себя и решал какие-то её личные вопросы. Но со временем в поведении актрисы что-то изменилось, так как Лаврентий Павлович перестал ей верить. На это указывает хотя бы то, что звезду экрана перестали снимать.

Вызывает неподдельный интерес ещё одна деталь. Допрашивал актрису после ареста заместитель начальника следственной части полковник МГБ Лихачёв. Это выглядит довольно странно, так как даже генералов допрашивали старшие следователи. Более высокие чины до этого не опускались. Значит, наша героиня рассказывала что-то такое, что не каждому знать полагалось.

Всего таких допросов было 99. А вот в деле осталось лишь 25 протоколов. Остальные 74 непонятным образом исчезли в ходе следствия. После того, как следствие закончилось, материалы передали не в суд, а отдали на рассмотрение Особому совещанию при МГБ. А это заместители министра под председательством министра да ещё в присутствии Генерального прокурора СССР. Не слишком ли много чести для рядовой актрисы?

Фёдоровой дали 25 лет лагерей, но в 1955 году, ещё до реабилитации жертв сталинизма, выпустили. На стареющую, побитую жизнью женщину посыпались роли в кино. Это тоже странно, ведь актрис-то было много, к тому же молодых и красивых.

Всё это свидетельствует о том, что наша героиня являлась носителем какой-то очень важной информации, представлявшей собой государственную тайну. Кому-то эта тайна мешала, и женщину посадили надолго. Но затем власть поменялась, пришли другие люди, которые в этой тайне были заинтересованы в несколько ином свете. Актрису выпустили и обласкали.

И всё шло хорошо. Женщине дали пенсию, хорошую квартиру, дочери разрешили выехать из СССР, но в старости пенсионерка-актриса потеряла всякую бдительность. Она решила уехать в США. Там её уже не смогли бы контролировать соответствующие органы. А кто мог дать гарантию, что Зоя Фёдорова будет молчать?

Поэтому куратор из контролирующей службы и застрелил престарелую женщину. Сама хозяйка квартиры его прекрасно знала, так как впустила к себе в дом и сидела в кресле, повернувшись к гостю спиной. Тот вытащил пистолет и выстрелил жертве в затылок. Всё вроде ясно, но возникает вопрос: почему актрису не застрелили в 1946 году, если она, действительно, владела какой-то секретной и опасной информацией? Тут ответа нет, так как мы не знаем тех подковёрных интриг, которыми занимались в сталинские времена сильные мира сего.

Сергей Смирнов