Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Язычники и христиане

После зарождения христианства язычники и христиане долгое время жили бок о бок. Последователи Христа состояли из людей самого различного происхождения. При этом они противопоставляли себя тем, кто игнорировал их религию. Таких людей называли нехристями, язычниками, а по старославянски это звучало – языцы.

Исповедующие христианство выделили себя из всех жителей Римской империи и Ближнего Востока и образовали своё самостоятельное сообщество. При этом они придерживались стереотипа поведения, диаметрально противоположного общепринятому.

Христианская община

Чем в то время занимался классический римлянин, исповедующий язычество? Как он проводил свои дни? Утром он просыпался с головной болью после вчерашней попойки. Пил лёгкое вино, разбавленное водой, чем-нибудь закусывал и шёл на базар узнать последние новости. Там ему сообщали свежие сплетни. После этого человек отправлялся домой. Спасаясь от полуденного солнца, ел и пил где-нибудь в тени, а затем отдыхал до вечера.

Вечером отправлялся в баню, где общался с себе подобными. А после омовений шёл развлекаться. А развлечься в той же Александрии, Антиохии или Тарсе, не говоря уже о Риме, не представляло никаких проблем. В городах были специальные сады, где молодые женщины танцевали танец осы (древний стриптиз). После зрелищ человек обычно пил вино и общался с жрицами любви за недорогую плату.

Затем его доставляли расслабленного и пьяного домой, где он отсыпался. На следующий день всё повторялось вновь. И так изо дня в день, из года в год, пока не надоест.

Вполне возможно, что кого-то такая жизнь вполне устраивала. А кому-то всё это надоедало. И эти люди начинали искать какое-то иное занятие, чтобы в их жизни появился смысл и интерес. И вот тут их внимание привлекали христианские общины. В них люди не пьянствовали, так как это было строжайше запрещено. В общинах не было свободной любви. Разрешалось лишь вступление в брак или целибат (обет безбрачия).

Но главным были беседы. А основная их тема касалась загробной жизни. И это было чрезвычайно интересно, так как рассказчики умели увлечь людей. Надо отметить, что проповедники христианства первых веков нашей эры отличались необыкновенным красноречием и талантом. Они обладали потрясающим даром убеждения. А исходило это из их внутренней веры и убеждённости: они искреннее верили в то, что проповедовали.

Однако подобные увлечения были опасными. У римлян тайные общества запрещались законом. А христианские общины как раз и рассматривались как тайное общество. Ведь последователи Христа собирались по вечерам, что-то обсуждали, делали, ели своего Бога (причастие), а затем расходились. Чужих же на свои сборища не пускали.

И тогда римские чиновники решили казнить приверженцев христианской веры. А чтобы казнить, нужны были доносы. А в Римской империи доносы писали на всех подряд. И потёк огромный поток доносов как на римских граждан, так и на провинциалов.

Их количество испугало императора Трояна. В 112 году он запретил принимать доносы на последователей Христа. Император заявил, что христиан, конечно, казнить нужно, но лишь по их личному заявлению. Если человек сам приходи и заявляет, что он не язычник, а признает лишь единого Бога, то его следует наказать смертью. А вот доносы хоть анонимные, хоть подписанные нужно выкидывать.

К полному удивлению прокураторов и самого императора, оказалось большое число людей, добровольно признававших себя последователями Христа. Они говорили это открыто и безропотно принимали казнь. Впоследствии преемники императора Трояна отказались даже от такого лояльного закона, так как пришлось бы казнить многих умных и нужных государству людей.

Язычники казнят на кресте христианина

Исповедующие христианство искренне верили в бессмертие души и загробную жизнь. Поэтому стремились принять мученическую смерть, чтобы попасть в рай. Менее сильные духом служили в армии, административных органах, возделывали землю, занимались торговлей. А так как они соблюдали моногамию и не развратничали, то быстро размножались. А язычники в это время развлекались. Их женщины почти не рожали, так как жизнь была наполнена удовольствиями. В III веке количество христиан стало огромным, но свою веру и принципиальность они сохранили.

Таким образом, к III веку язычники и христиане оказались в ситуации, когда последних стало больше. Последователи Христа заполонили базары, сёла, войска, администрацию, торговые суда, оставив язычникам лишь их храмы. Римское мировоззрение начало меняться и уступать место совсем иному мировоззрению. При этом многие граждане, исповедующие христианство, принадлежали к верхам римского общества, то есть они были богатыми, знатными и культурными людьми.

Дело закончилось тем, что после отречения Диоклетиана в 305 году, его преемники Максенций и Константин вступили в противоборство. Константин командовал галльским легионами, а Максенций находился в Риме и имел гораздо больше сил.

Тогда Константин объявил, что будет проводить политику веротерпимости по отношению к христианам, и приказал начертать на своих знамёнах и щитах кресты вместо римских орлов. В результате этого войска Константина, которых было почти в 3 раза меньше, разгромили армию Максенция в битве у Мульвийского моста в 312 году и заняли Рим.

После этого небольшое войско Константина разгромило армию Лициния, состоящую из язычников. Сам Лициний сдался в плен, но в 325 году был задушен по приказу победителя.

Войско Константина начертало на щитах и знамёнах кресты вместо орлов

Почему же христиане одерживали победы малым числом, а язычники, имея значительное превосходство в военной силе, постоянно проигрывали сражения? Дело тут в том, что последователи Христа сражались за идею, владевшую их умами. А вот у язычников не было идеи, ради которой они могли бы принять смерть. Поэтому они и терпели одно поражение за другим.

Сам Константин не стал христианином, но разрешил своим детям креститься. И очень скоро во главе империи оказались люди, исповедующие христианство. В 330 году столицу Римской империи перенесли в город Византий, который назвали Новым Римом. Но ещё при жизни Константина его переименовали в Константинополь. Так началась история Византийской империи, неразрывно связанной с христианством.

Продолжалась она вплоть до 1453 года и окончилась захватом Константинополя турками. Но на христианство это уже никак не повлияло. Оно распространилось по всей Европе, а затем перекинулось в Азию, Африку и Америку. Что же касается язычества, то оно кануло в тьму веков, доказав, тем самым, свою полную нежизнеспособность.

Сергей Смирнов