Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Казни в Древней Греции

Согласно древнегреческой мифологии, боги сурово карали простых смертных за их проступки. Люди, подражая богам, также писали жёсткие законы. В VII веке до н. э. в Афинах высшее должностное лицо (архонт) по имени Драконт составил свод чрезвычайно суровых законов. В соответствии с ними афинян наказывали смертью даже за сорванную в чужом саду гроздь винограда. Впоследствии жестокие законы стали называть драконовскими.

Отсюда можно заключить, что казни в Древней Греции были довольно распространённым и обычным явлением. Людей умерщвляли за убийства, тяжкие преступления, государственную измену, предательство, отрицание государственной идеологии и другие провинности.

Распятые преступники

В Афинах приговоры суда приводил в исполнение палач. Селился он за чертой города, и ему было запрещено показываться на городских улицах. Но иногда приговорённому предлагали самому покончить с собой в течение 3-х дней после судебного заседания. Он мог либо повеситься, либо броситься на меч. После этого труп сбрасывался в пропасть, а всё имущество преступника подлежало конфискации.

Что касается Спарты, то жители этого города не любили писать. Поэтому они руководствовались неписанными законами. При этом приговоры выносили специально выбранные судьи, которых называли эфоры. Наиболее суровые судебные решения выносились в отношении врагов. К примеру, в V веке до н. э. военачальник Спарты Лисандр взял в плен 3 тыс. афинских воинов. Эфоры их всех приговорили к смерти.

Самым распространённым видом казни в Древней Греции было сбрасывание с высокой скалы. Человек падал с огромной высоты на острые камни и погибал. Гораздо реже преступникам отрубали головы. Иногда они подвергались распятию. Рабов топили в горных реках и закидывали камнями.

В Афинах людям благородных кровей давали чашу с ядом, а в Спарте их душили. Практиковались также специальные полые футляры, утыканные внутри гвоздями. Делали их обычно в виде женских фигур. Приговорённого к казни помещали в такой футляр и закрывали крышку. Тело преступника при этом смещалось внутрь футляра и раздиралось гвоздями.

На землях Балканского полуострова практиковались и ритуальные казни. На острове Левкада каждый год осуществлялся обряд жертвоприношения в честь Аполлона. На жертвенный алтарь при этом вели осуждённого на смерть.

Перед Саламинским сражением в 480 году до н. э. древние греки также совершили ритуальное жертвоприношение. Ими были умерщвлены 3-е персов. Надо заметить, что это в кокой-то степени способствовало победе греческого флота над флотом персов, которым командовал Ксеркс.

Картина французского художника Жака-Луи Давида "Смерть Сократа"

В древней Греции казнили и за вольнодумство. Ярким тому примером служит смерть Сократа (469-399 до н. э.). Обвинили 70-летнего старика в том, что он не признавал богов и внушал молодым людям инакомыслие. За эти проступки философа бросили в тюрьму, судили, а умер он, выпив чашу с ядом.

В те времена существовало немало и курьёзных случаев. В первой половине IV века до н. э. Сиракузами правил Дионисий Старший. Он был тираном, поэтому друзья Финтий и Дамон решили убить его. Задуманное попытался осуществить Дамон, но стража схватила его. Преступника осудили на смерть, а само исполнение приговора решили провести после обеда.

Дамон попросил тирана отпустить его с утра до времени казни, чтобы уладить свои финансовые дела и раздать долги, а в залог предложил оставить Финтия. Дионисий дал согласие. Но вот подошло время торжества правосудия, а осуждённого не было. Тогда решили лишить жизни заложника. Однако в последнюю минуту появился запыхавшийся Дамон и заявил, что готов принять смерть. Тиран был тронут благородством осуждённого и велел простить его.

Примечателен ещё один случай, датированный III веком до н. э. В Смирне одну женщину обвинили в отравлении мужа и сына. Но та заявила, что убила их, мстя за убийство своего старшего сына, рождённого от первого брака. Судьи долго думали и посчитали мотив преступления смягчающим. Но за убийство 2-х человек была положена смертная казнь. И тогда был найдет компромисс. Суд постановил, чтобы обвиняемая явилась на следующее судебное заседание через 100 лет. То есть женщина не была оправдана, но и не была осуждена.

Суд в Афинах

Примечательно то, что в Древней Греции обвиняемых благородных кровей закон запрещал пытать. Зато к свидетелям-рабам рекомендовалось применять пытки. Подобные факты засвидетельствованы в комедиях Аристофана, жившего в V-IV веках до н. э.

Казни в Древней Греции распространялись не только на людей, но также на животных и на предметы. Довольно примечательна казнь статуи Феагена. Это атлет, одержавший огромное число побед. Один из побеждённых соперников по ночам приходил к статуе и хлестал её кнутом. С каждым разом он хлестал всё сильнее и сильнее. И вот в одну из ночей плохо закреплённая статуя упала с постамента и задавила завистника. Был суд, который обвинил статую в убийстве. Её бросили со скалы в море.

Что же касается животных, то их умерщвляли. В числе преступников в основном оказывались свиньи и собаки, так как они чаще всего причиняли людям травмы. Впрочем, казни животных практиковались и через 2,5 тыс. лет уже в Новейшие времена. Последнее такое судебное решение было вынесено в январе 1916 года. К смерти приговорили цирковую слониху Большую Мэри за убийство дрессировщика и 3-х служащих. Её удушили, подвесив на подъёмном кране. Случилось это на территории США. Отсюда видно, что за прошедшие тысячелетия человечество мало изменилось, а судебных курьёзов в наши дни насчитывается ничуть не меньше, чем во времена сказочной древности.

Алексей Стариков