Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Строительство московского метро

Ещё в начале XIX века в крупных городах Европы возникла необходимость в городском транспорте, который не загромождал бы улицы и обладал высокой скоростью. Специалисты сошлись во мнении, что наибольший эффект дало бы перемещение под землёй. Так появилась идея подземных тоннелей, с двигающимися по ним поездами.

Первое в мире метро было построено в Лондоне в 1861-1863 годах. Оно состояло из тоннелей неглубокого заложения, а общая их длина равнялась 3,6 км. Подземная железная дорога связала 2 железнодорожных вокзала с центром города. Эту линию назвали «Метрополитен рейлуэй». Затем английские инженеры начали строить подземные тоннели глубокого заложения, а паровую тягу заменило электричество.

В Нью-Йорке первое метро появилось в 1868 году. Оно было открытым и проходило по металлическим эстакадам. Метро в Париже открыли в 1900 году. В Берлине открытие метрополитена состоялось в 1902 году. Во втором по размерам городе Германии Гамбурге метро появилось в 1912 году. В Будапеште решение о строительстве метрополитена приняли в 1870 году, а первую линию запустили в 1896 году. В Буэнос-Айресе подземный транспорт начал функционировать в 1913 году. В городе Филадельфия первый участок метро был открыт в 1907 году.

Вход на станцию московского метро

Отсюда видно, что подземная железная дорога к началу XX века начала пользоваться огромной популярностью во всём мире. А что же Российская империя? Царское правительство начало рассматривать строительство московского метро в 1902 году. В 1912 году был одобрен проект инженера Кнорре. Под землёй планировалось провести 3 железнодорожные ветки.

Но все планы нарушила Первая мировая война. Затем наступила Гражданская война с голодом и разрухой. Поэтому о строительстве метрополитена начали говорить лишь в середине 20-х годов прошлого века. Но прошло ещё несколько лет, прежде чем на пленуме ЦК в июне 1931 года было принято решение о строительстве московского метро. Работы по возведению первой очереди столичной подземки начались в 1932 году.

По всем будущим линиям метрополитена было проведено тщательное инженерное обследование. Надо заметить, что под Москвой всегда существовало много руин старинных сооружений, выкопанных людьми пещер, лазов, брошенных канализаций. Всё это осложняло подземные работы. Так, к примеру, под площадью Свердлова обнаружили большой подземный колодец. Он оказался в соседстве с прокладываемым тоннелем и вызвал оседание почвы, трещины в зданиях, искривления трамвайных путей.

Древние колодцы существовали везде и представляли собой пустоты, присыпанные сверху землёй. Возле Манежа под 2-метровым слоем земли нашли колодец, сруб которого уходил на глубину 9 метров, при этом он был абсолютно пустой. Большую проблему для метростроевцев представляли старые захоронения – засыпанные и давно забытые. Возле Тверской улицы, на улице Герцена, Дзержинского нашли много погребений. Рабочие натыкались на древние памятники и большей частью уничтожали их.

Работы по строительству московского метро курировал Л. М. Каганович. А вот надзор осуществляло ОГПУ (НКВД СССР с 1934 года) во главе с Генрихом Ягодой. Тот очень рьяно осматривал участки строительства, решал вопросы охраны и кадров. Однако и у НКВД случались проколы.

Работа в тоннеле

Однажды на стене подземного участка появилась написанная краской надпись: «Каганович, ответь, сколько ты загубил здесь народа?» Её видели сотни рабочих, и в среде чекистов начался переполох. Людей стали водить на допросы, но руководители строительства были не лыком шиты. Они заявили, что один из рабочих убежал за несколько часов до появления антисоветской надписи. И тут же показали приказ, в котором говорилось, что человек этот отличался аморальным поведением, низкой пролетарской сознательностью, и его как раз уволили в тот злополучный день.

Строители московского метро столкнулись в подземельях столицы с полчищами крыс. Чаще всего грызуны убегали при появлении людей, но иногда начинали вести себя чрезвычайно агрессивно. Они кидались на рабочих, кусали их, портили оборудование, перегрызали электрические провода.

В ряде случаев наблюдались массовые перемещения крыс. Так во время строительства станций «Смоленская» и «Киевская» перед бегущей огромной массой грызунов оказались люди. Им были нанесены множественные травмы, но смертельные случаи зарегистрированы не были. В то же время в среде метростроевцев ходили слухи о безвестно сгинувших товарищах. Человек мог заблудиться, провалиться в колодец, упасть в яму. В таких ситуациях любой мог оказаться жертвой крысиных зубов.

Демонстрация по случаю открытия метро

Строительство московского метро планировали закончить к 1 мая 1935 года. За несколько дней до этого товарищ Сталин решил лично проверить готовность метрополитена к эксплуатации. Вождь народов с сопровождающими сел в электропоезд, а тот возьми и застрянь в тоннеле на целых 30 минут из-за неисправного светофора.

Каганович с Ягодой похолодели от ужаса, а товарищ Сталин приказал открытие перенести с 1 мая на 15 мая. Строго посмотрев на проштрафившихся подчинённых, гений всех времён и народов назидательно произнёс: «Вот что, товарищи, бывает из-за маленького недосмотра. Полчаса и две недели!»

Приказ товарища Сталина был исполнен в точности: 15 мая 1935 года ровно в 7 часов утра московское метро впустило в свои недра первых пассажиров. Началось движение поездов от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд». А от «Охотного ряда» поезда шли по веткам до «Парка культуры» и станции «Смоленская». Интервал между поездами составлял 5 минут.

Люди в метро прячутся от бомбёжки

В годы Великой Отечественной войны московское метро служило убежищем для жителей столицы во время налётов вражеской авиации. Ни одна бомба не могла разрушить тоннели метрополитена. На станции «Чистые пруды» находился стратегический пункт Ставки Верховного Главнокомандующего. На станциях организовывались концерты для военнослужащих и гражданского населения. Под зданием ГУМа располагалась база специальной бригады особого назначения.

В ноябре 1941 года прошёл военный парад на Красной площади. А вот торжественное заседание, посвящённое очередной годовщине Октябрьской революции, провели на станции «Маяковская». Её превратили в театральный зал, расставив стулья и развесив плакаты. Пол между рядами стульев устлали коврами.

Вначале московский метрополитен носил имя Л. М. Кагановича, а с 29 ноября 1955 года стал носить имя В. И. Ленина. На сегодняшний день длина железнодорожных веток составляет более 330 км. К 2020 году планируется построить 75 станций, а протяжённость линий увеличить на 160 км. Строительство московского метро стало важной вехой в истории не только Москвы, но и всей России.

Алексей Стариков