Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Церковь Троицы в Сыромятниках

В стародавние времена в Москве кожевники жили в двух слободах. Одна, которая называлась Большая Кожевенная, находилась в Замоскворечье на берегу Москвы-реки. Вторая слобода, называемая Сыромятнической, располагалась на противоположном берегу ближе к реке Яузе. В ней жили кожевники-шорники. Кормились они тем, что обслуживали дворцовые конюшни. Слобода была совсем небольшой. К 40-му году XVII века в ней насчитывалось всего 42 двора.

Фотография церкви Троицы в Сыромятниках

В Сыромятнической слободе стоял деревянный храм, возведённый в 1600 году. В 1682 году на его месте построили каменную церковь Троицы в Сыромятниках. Кожевники, перед тем как приступить к выполнению заказа, шли в неё помолиться. Там они приобретали церковные свечи, а придя домой, зажигали их и капали раскалённым воском на куски кожи. После этого изготавливали из них конскую сбрую и другую утварь.

В 1806 и 1832 годах церковь обновили. У неё переделали верхние части колокольни и главного здания. Изменили формы оконных проёмов, построили трапезную с приделами Святого Николая чудотворца и Святого Сергия преподобного.

В середине XIX века божий храм пытались несколько раз ограбить московские воры. Среди них ходили слухи о богатых золотых дарах в церковном подвале. Но видимо из-за вмешательства небесных сил ворам не везло. Как только они попадали в церковь, как их тут же ловили, но не полицейские, а кожевники, жившие в ближайших домах. Люди эти были крутые и скорые на расправу.

Пойманных воров вначале долго били, но безо всяких изощрений. И лишь после этого к делу приступали настоящие профессионалы. В соляном растворе и в отваре каких-то трав они вымачивали кожаные ремни. Этими ремнями связывали ворам руки, ноги, другие части тела и оставляли пойманных преступников в подвале.

Ремни высыхали и сжимались. Соль въедалась в раны и вызывала нещадное жжение. Во время такой экзекуции живые начинали завидовать мёртвым. Некоторые не выдерживали мук и умирали, а другие оставались калеками.

В начале 30-х годов XX века в первом в мире государстве рабочих и крестьян началась повсеместная атеистическая компания. Вылилась она в разрушение и снос церковных храмов. Не избежала этой участи и церковь Троицы в Сыромятниках.

Пятнадцатого октября 1932 года Моссовет вынес следующее постановление: «Принимая во внимание тот факт, что церковь так называемой Троицы (в Сыромятниках) располагается на территории, отведённой под строительство нового центрального вокзала, принимается решение церковь закрыть, а само здание снести».

Снесли божий храм, верно служивший людям 250 лет, в июле 1933 года, а здание нового центрального вокзала так и осталось проектом. На месте церкви разбили нелепый по своему внешнему виду скверик. Такая вакханалия наблюдалась не только в Москве, но и во всех других городах многострадальной России.

Алексей Стариков