Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Опричнина

Вторая половина XVI века в Московском царстве примечательна таким жутким и страшным явлением как опричнина. Сутью её являлось совершение бессмысленных и беспрецедентных убийств ради самих убийств. Но самым ужасным и аморальным было то, что царь Иван Грозный и опричники находились в абсолютной уверенности, что делают благое дело, совершая чудовищные злодеяния.

Эти злодеяния были тем более ужасными, что по понятиям того времени на смерть обрекались не только тела, но и их души. Казнённых людей рассекали на части. Отрубали руки, ноги, головы и расчленяли туловища. Православная церковь считала, что без тела душа не сможет явиться на Страшный суд. А стало быть, убиенные обрекались царской волей на вечное небытие.

После страшных казней царь московский заносил имена невинных жертв в синодик. Он служил по ним панихиду и считал, что такого покаяния вполне достаточно для образцового православного христианина. При этом Грозный создал собственную концепцию царской власти. Он полагал, что его величие равно Божьему. А потому все подданные были лишены права в любой форме обсуждать царские деяния.

Картина казни

Причины опричнины

Основную причину опричнины видят в припадке сумасшествия, которое охватило Ивана Грозного в конце 1564 года. Но это слишком упрощённый подход. Суть же заключалась в том, что высшая боярская знать сосредоточила в своих руках очень большую власть. Наряду с этим в Московском царстве сложилась довольно большая прослойка мелкого дворянства, мечтавшего о деньгах, славе и привилегиях.

Иван Грозный отличался непомерными амбициями и властолюбием. Любое противодействие вызывало у царя чувство гнева и ненависти. В 1560 году он упразднил Избранную раду, хотя именно она создала ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом царское величие.

В 1558 году началась Ливонская война. Многие представители феодальной знати были против неё. Они открыто высказывали своё недовольство. Всё это накаляло страсти в высших эшелонах власти. Царь усиливал давление на бояр, но те не хотела покорно склонять головы перед волей монарха. Некоторые князья уехали за границу. Самым известным из них являлся Андрей Михайлович Курбский (1528-1583). В конце апреля 1564 года он бежал в Литву. Там князь был тепло встречен польским королём. Ему пожаловали земли в Литве и сделали членом королевской рады.

Царь переругался не только с князьями, но и с духовенством. То есть он противопоставил себя высшей бюрократии. Конец здесь мог быть только один. Вспомним Павла I. Он также выступил против интересов высшего дворянства и был убит. У Ивана Грозного всё могло быть точно также. Но у него хватило ума одной бюрократии противопоставить другую. Один в поле не воин, поэтому царь сплотил вокруг себя мелкое дворянства. Так и появилась опричнина.

Картина, изображающая опричников
Опричники

Опричнина и её деяния

Активную борьбу за неограниченную власть московский царь начал в декабре 1564 года. Он уехал в свою резиденцию под Москвой (Александрова слобода) и 3 января 1565 года объявил о том, что отрекается от престола. Причину же объяснил тем, что гневается на непокорных бояр и духовенство. Это обычный политический ход, который очень часто использовался в истории хитрыми и кровожадными диктаторами. Вспомним хотя бы товарища Сталина. Он не раз просил политбюро освободить его от обязанностей генерального секретаря. Чем всё это кончилось, мы помним прекрасно.

Узнав об отречении, в царскую резиденцию прибыли представители высшей знати. В их задачу входило уговорить государя не делать опрометчивых поступков. Царь сделал вид, что поддался на уговоры, но при этом выдвинул свои условия. Он потребовал чрезвычайных полномочий. Заключались они в создании особного двора. Это отдельная бюрократическая структура со своей территорией, армией, финансами и аппаратом управления. Подчинялась она только царю и фактически представляла собой государство в государстве.

Представители высшей власти согласились с условиями царя. Бояре даже отдалённо не представляли, что, таким образом, подписали себе смертный приговор. А Иван Грозный, получил все юридические права на создание страшного репрессивного аппарата, направленного в своей деятельности не только против князей и других представителей высшего сословия, но и против простых людей.

Новое образование московский царь назвал опричниной. «Оприч» – это старинное русское слово, обозначающее «кроме». «Кроме нас нет людей, преданных царю«, – говорили опричники. В их задачу входило искоренять всякую крамолу и искать измену. Народ назвал опричников кромешниками. Он ассоциировал их с адом, где правит бал «тьма кромешная». Такое определение очень верно по сути, так как эти царские люди не знали ни жалости, ни сострадания.

Поначалу в новый царский бюрократический аппарат вошло не более 1000 человек. Это были представители мелкого дворянства, получившие, благодаря царской воле, неограниченную власть. Но любая бюрократия нуждается в материальной базе. Опричнине были отписаны такие города как Вязьма, Суздаль, Козельск, Вологда, Каргополь, а также ряд других административных образований в центральных, северных и юго-западных районах Московского царства.

С опричных территорий выселялись местные землевладельцы, а их собственность передавалась мелким дворянам, записанным в особный двор. Новоиспечённая бюрократия получила большие льготы и налоговые послабления. Таким образом было подорвано материальное благополучие крупной аристократии.

Очень быстро численность опричного войска достигла 7 тысяч человек. Оно стало представлять собой сильную боевую единицу, беспрекословно выполняющую волю царя. Опричники получили государственную неприкосновенность. Обычный суд их судить не имел права. Не подчинялись царские слуги также обычным государственным органам власти. Все эти люди попали в касту неприкасаемых. Остальная же часть государства управлялась Боярской думой и получила название земщины. Иван Грозный оказался во главе как бы двух государственных образований. Между ними лежала пропасть, а царь невероятно укрепил свою власть.

Держалась она на патологическом страхе. Вначале опала, а потом казнь – стали обычным явлением. Головы князьям из богатых и древних родов рубили очень охотно, так как все их имущество отходило к особному двору. Каждый государев слуга привязывал к седлу своего коня собачью голову и метлу. Этим он как бы подчёркивал, что грызёт врагов и выметает их с русских земель.

У высшего дворянства опричнина вызвала ярый протест. В 1566 году на Земском соборе многие представители высшей знати подписались под челобитной, просящей государя отменить новое государственное образование. Все челобитчики были схвачены и казнены.

Картина казни боярина Фёдорова
Казнь боярина Фёдорова
Опального боярина посадили на стул, одели в царские одежды, а Иван Грозный встал перед ним на колени, пряча за спиной нож. Царь приблизился к боярину и зарезал его

Страшная волна репрессий началась в 1568 года. Что стоит хотя бы дело боярина Фёдорова. По нему было казнено 400 абсолютно ни в чём неповинных людей. Самое же жуткое преступление свершилось в Великом Новгороде в 1570 году.

В городе было истреблено практически всё население. Не жалели даже младенцев. Маленькие тела безжалостно бросали в ледяные проруби реки Волхов. Новгородские бояре были уничтожены полностью. Но кроме них погибли и простые люди. Это крестьяне, посадские, приказные. Опричники, убивая боярина, вырезали и всех его дворовых людей.

Опьянённые кровью, царские слуги воспылали высокой нравственностью. Они запретили жителям Новгорода употреблять спиртные напитки. А те очень любили расслабиться в праздники. Выпивших людей ловили, нещадно били кнутом, а затем топили в волховских прорубях.

В результате всего этого в стране создалась невыносимая обстановка. О ней очень хорошо сказал граф А. К. Толстой:

Звон медный несётся, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ.
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.

Конец опричнины

Опричнина продолжалась с 1565 по 1572 год. Долгих 7 лет на русской земле царил ужас и страх. От всего этого кошмара страну, как ни странно звучит, спас крымский хан Девлет-Гирей (1512-1577). В самый разгар Ливонской войны Ивану Грозному удалось замириться с крымскими татарами. В соглашении оговаривалось, что Девлет-Гирей не будет совершать набегов на русские земли. В связи с этим, войска, охранявшие южные границы Московского царства, были отправлены в Ливонию. Вся южная территория оказалась практически незащищённой.

Но коварный хан нарушил договор. Его конное войско прорвало жидкие вооружённые заслоны и подошло к Москве весной 1571 года. Жители заперлись за городскими стенами, а татары начали обстреливать город зажигательными стрелами. В результате возник пожар. Все постройки были в основном деревянными, поэтому город выгорел за каких-то 3 часа.

Картина, изображающая Москву
Москва в годы опричнины

Бедствие и горе были колоссальными. Многие жители сгорели заживо в огне или задохнулись в дыму. Оставшиеся в живых лишились всего имущества. Иван Грозный бросил клич собираться всем, кто только может носить оружие. Основная его надежда была на опричников. Но «особые люди» в тяжелейшую для государства годину показали всю свою низость и мерзость.

Одни из них дезертировали, другие прикинулись заболевшими или немощными. Выражаясь языком XVI века, «объявили себя в нетях». Героями они были только с беззащитными людьми. А вот перед вооружёнными и сильными врагами оказались трусливыми овечками.

Сопротивление крымским татарам оказал боярин Михаил Воротынский. Он организовал оборону почти полностью сгоревшей Москвы, а затем преследовал неприятеля вплоть до крымских степей. Опричное же войско так и осталось в городе Серпухове, где находилось вместе с царём во время начала рейда крымских татар.

Грозный царь не простил своим «особым людям» трусости. Головы лидеров опричников, испугавшихся татарских сабель, дружно полетели на плахах. Были казнены: князья Михаил Черкасский и лютый Вяземский, Василий Грязной и Алексей Басманов. Фёдору, сыну Басманова, царь предложил сохранить жизнь, если тот сможет перерезать горло своему отцу. Федор согласился и убил отца. Грозный выполнил обещание. Фёдора не стали убивать. Его заковали в кандалы, отправили на север и посадили там в тюрьму, где он вскоре и умер.

В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Но это вовсе не означало конец бесчеловечной системы. Смертной казни подвергли лишь небольшую верхушку опричников. К примеру, тот же Малюта Скуратов, самый страшный из всех «особых людей», погиб на Ливонской войне уже после уничтожения своих соратников.

Большинство опричников уцелело. Часть из них была переведена без каких-либо привилегий в служилое дворянство, другая часть постриглась в монахи или устроилась в приказах. Остались у власти и бояре, связанные так или иначе с бесчеловечной системой. Примером тому может служить такая личность как Борис Годунов. Впоследствии он стал царём всея Руси, а Иван IV (Грозный) вошёл в историю как самый кровавый и страшный правитель, принёсший русской земле неисчислимое горе.