Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Что изобрели в России

В нашем мире очень много несправедливости. Возьмём хотя бы те же изобретения. Мало кто знает, что большей их части человечество обязано славянам. При этом первое место среди них занимают русские. Однако патенты на свои изобретения они или не получали совсем, или получали гораздо позже англичан, немцев, французов и других иностранных граждан.

Отсюда сложилось мнение, что всё дельное придумали в Западной Европе и Америке. Нет, просто европейцы и американцы были расторопнее русских и умели не только создать, но ещё и разрекламировать свои изобретения. Но не будем голословными. Давайте рассмотрим, что изобрели в России и хоть частично восстановим историческую справедливость.

Самобеглая коляска

За 5 месяцев Леонтий Лукьянович Шамшуренков создал 4-колёсный экипаж. В движение его приводила мускульная сила 2-х человек. В основу механизма был положен педальный привод. Сам изобретатель был из крестьян, а коляску, для движения которой не нужны были лошади, изготовил в 1752 году в Санкт-Петербурге.

Данное изобретение никак не прославило Шамшуренкова, хотя он придумал педально-приводную систему и, по сути, создал первое в мире транспортное средство, передвигающееся без помощи лошадей. Его наградили лишь 50 рублями. Саму же самобеглую коляску с просторным салоном для пассажиров использовала императорская семья для развлечений. Затем в ней что-то сломалось, её оттащили в угол каретного двора, и там она сгнила.

А вот французский инженер Никола Кюньо в 1769 году создал повозку, которую в движение приводила сила пара. Данное транспортное средство можно смело считать первым автомобилем, так как у него имелся двигатель. В 1770 году были проведены испытания этого изобретения, но они оказались неудачными. Однако Кюньо знает весь мир, а вот крестьянин Шамшуренков известен только очень узкому кругу лиц.

Паровая машина

Единица мощности «ватт» названа в честь шотландского изобретателя Джеймса Уатта. Этот человек изобрёл универсальную паровую машину, а в 1784 году запатентовал своё изобретение. Оно способствовало началу промышленной революции во всём мире. Но ещё в 1763 году русский изобретатель Иван Иванович Ползунов разработал проект парового двигателя с мощностью 1,8 л. с.

В 1766 году была создана паровая машина Ползунова с 2-цилиндровым двигателем с работой цилиндров на один общий вал и мощностью 32 л. с. Эта машина прошла успешное испытание, и императрица Екатерина II повелела присвоить Ползунову звание капитана-поручика и выдать ему из казны 400 рублей.

Умер русский изобретатель в конце мая 1766 года от чахотки. А машину уже испытывали ученики Ползунова. Она отработала 3 месяца, затем сломалась. Ремонтировать её никто не стал. А ведь эта разработка являлась уникальной и во многом отличалась от английской.

Велосипед

Долгие годы считалось, что первый велосипед придумал в 1800 году крепостной крестьянин Ефим Артамонов, работавший на уральском Нижнетагильском заводе. В 1801 году хозяин завода отправил Артамонова на велосипеде в Москву за 2 тыс. вёрст. Там только что на престол вступил новый император Александр I, и государя решили удивить уникальным изобретением.

Александр I действительно удивился. Он наградил Артамонова 25 рублями золотом и пожаловал ему и его потомкам «вольную». Однако в наше время многие специалисты считают Артамонова и историю с велосипедом выдумкой. Такое мнение связано с тем, что в архивах конца XVIII и начала XIX веков нет ни одного упоминания как об изобретении, так и о самом крепостном Артамонове.

Всю эту историю, скорее всего, придумали. А впервые её напечатали в 1948 году в книге «Русская техника», написанной В. В. Данилевским. Так что не всему тому, что изобрели в России, можно верить. Сам же велосипед Артамонова долгое время хранился в краеведческом музее Нижнего Тагила. Металл, из которого он был сделан, подвергли химическому анализу. Выяснилось, что его выплавили в мартеновской печи. Но первая такая печь бала запущена на Нижнетагильском заводе только в 1876 году.

А вот в 1818 году немецкий изобретатель Карл Дрез запатентовал так называемую машину для бега. Это был первый самокат, снабжённый рулём и сиденьем. Поэтому Карла Дреза все считают изобретателем первого велосипеда. Первоначально его назвали «дрезиной» в честь изобретателя. И это название прижилось в русском языке.

Электродвигатель

В 1834 году немецкий и русский физик-изобретатель Борис Семёнович Якоби изобрёл электродвигатель, состоящий из вращающейся и неподвижной частей. Мощность двигателя достигала 15 Вт, а частота вращения составляла 120 об/мин. Эту работу рассматривала Парижская академия наук. И уже в декабре 1834 года электродвигатель получил широкую известность.

Но патент на первый роторный двигатель постоянного тока получил в 1837 году американский изобретатель Томас Дэвенпорт. Тут нужно понимать, что одно дело изобрести, а совсем другое дело получить патент. Последний даёт безбедную жизнь не только изобретателю, но и всем его детям, внукам, правнуком. Изобретение – это почёт и уважение, но материальную сторону вопроса никогда не надо забывать.

Наркоз

Когда и кем впервые был применён наркоз? Крестным отцом этого вида обезболивания считают знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. В феврале 1847 года он провёл операцию по удалению молочной железы у больной с помощью наркоза. После этого тот в кратчайшие сроки стал неотъемлемой частью медицины. Именно Пирогов, находясь в действующей армии в период Крымской войны (1853-1856), провёл несколько сотен операций с применением эфирного наркоза.

Но запатентовал эфирный наркоз американский хирург и стоматолог Уильям Мортон. Первую операцию с применением анестетика он провёл в октябре 1846 года при удалении опухоли челюсти. Применял врач при этом диэтиловый эфир.

Следует также назвать московского хирурга Фёдора Ивановича Иноземцева. Он применил эфирный наркоз 7 февраля 1847 года в Риге во время полосной операции. Таким образом, имеются три претендента на использование наркоза в медицине. Каждый из них мог бы оспаривать своё первенство в анестезии.

Но Пирогову некогда было этим заниматься, так как он оперировал людей почти что на передовой под пулями. Иноземцев был его другом, и ему претило заявлять о своём первенстве. А вот Уильям Мортон, живя за океаном, проявил деловую смекалку и запатентовал эфирный наркоз.

Лампа накаливания

Первым, кто приступил к опытам с искусственным освещением, был русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин. В 1870 году он предложил применять в лампах вольфрамовую нить, закручивая её в спираль. В 1874 году он запатентовал изобретённую им лампу накаливания.

Другой русский электротехник Павел Николаевич Яблочков разработал дуговую лампу (свечу Яблочкова). Своё изобретение он запатентовал в 1876 году во Франции. Свеча Яблочкова оказалась дешевле и проще в эксплуатации, чем лампа Александра Лодыгина.

То, что изобрели в России русские электротехники, заинтересовало американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. Он разработал коммерческий вариант лампы накаливания. То есть создал образец, который стал пользоваться успехом и спросом. Но почему-то именно Томаса Эдисона считают изобретателем электрической лампочки, хотя это совсем не так.

Самолёт

Контр-адмирала Александра Фёдоровича Можайского можно считать пионером авиации. Он на собственные деньги сконструировал и построил первый в мире натурный самолёт. Произошло это событие в 1882 году. В этом же году на военном поле под Санкт-Петербургом были проведены испытания созданной модели. К сожалению, не сохранилось документов, которые подробно фиксировали это испытание. В отдельных публикациях сообщалось, что воздушный аппарат кратковременно оторвался от земли, а затем потерпел аварию.

Можайский сделал попытку отремонтировать самолёт, оснастить его модернизированной силовой установкой с большей мощностью, но в 1890 году умер. Сыновья изобретателя хотели продать самолёт, но покупателей не нашлось. Впоследствии его всё-таки продали с аукциона, но дальнейшая судьба аппарата неизвестна. Примечательно то, что Можайский не стал получать патент на своё изобретение.

А вот братья Райт из США 17 декабря 1903 года в долине Китти Хок (штат Северная Каролина) подняли в воздух «Флайер 1». Управлял летательным аппаратом брат Орвилл. Он пролетел 36,5 метров за 12 сек. Следующий полёт совершил брат Уилбер. Он пробыл в воздухе 13 сек, преодолев расстояние в 53 метра. Высота полётов составляла около 3-х метров над землёй.

И сегодня весь мир знает братьев Райт. А кто помнит об Александре Можайском? Очень узкий круг лиц. А ведь именно он был первым, но не стал кричать на всю страну о своём достижении. Поэтому русского изобретателя благополучно забыли, а американские братья вошли в историю как первые люди, поднявшиеся в воздух на самолёте.

Радиоприёмник

Про Александра Степановича Попова говорят, что он был одним из изобретателей радио. В апреле 1895 года им на заседании Русского химико-физического общества были продемонстрированы приём и передача сигналов на расстоянии. В следующем 1896 году Попов передал первую в мире радиотелеграмму.

А в декабре 1897 года с помощью телеграфного аппарата были переданы слова «Генрих Герц». При этом приёмник размещался на расстоянии 250 метров от передатчика. В то же время утверждается, что данный опыт был произведён в конце марта 1896 года. Это важно, так как итальянский радиотехник и предприниматель Гульельмо Маркони получил патент на изобретение радио 2 июля 1897 года.

Отсюда получается, что итальянец, проделав соответствующую работу позже, запатентовал её. Он тут же открыл фирму, пригласил учёных, инженеров и в том же году вначале передал сигнал на 14 км, а затем на 21 км. Успехи и русского, и итальянского изобретателя налицо, но до сих пор ведутся споры: кто же всё-таки первым изобрёл радио. Сам Попов активно отстаивал свой приоритет, утверждая, что Маркони скопировал его радиосхему, которая была опубликована в июле 1895 года в издании «Основы метеорологии и климатологии».

Лазер

Первый в мире лазер создали в 1953-1954 годах советские физики Николай Геннадьевич Басов и Александр Михайлович Прохоров. Однако параллельно с советскими физиками теми же самыми разработками занимались американцы Чарльз Таунс и Артур Шавлов.

Интересен тот факт, что советские и американские специалисты в 1964 году поделили между собой Нобелевскую премию по физике. Однако патент на изобретение оптического лазера получили Таунс с Шавловым. А вот научная деятельность Басова и Прохорова была отмечена только государственной, ленинской премиями и медалями. Это конечно здорово, но именно патент официально подтверждает приоритет в области изобретений. И всем сразу становится ясно, что изобрели в России, а что за её пределами.

В заключении следует отметить, что русские учёные, делая изобретения, либо опережали иностранцев, либо шли с ними ноздря в ноздрю. Но так уж постоянно складывалось, что патенты оказывались не у русских, а у их иностранных коллег. Почему это происходило – трудно сказать. Может дело в русском менталитете, который больше ориентирован не на личные, а на общественные интересы. Но главное всё же заключается в том, что прогресс движется вперёд, а кто там что первым изобрёл – это уже дело второе.

Виталий Звонкий