Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Матильда Кшесинская

Балет – это очень красивое зрелище. Огромное количество людей страстно влюблено в него. Отсюда понятно и преклонение перед выдающимися балеринами. Одной из них была Матильда Кшесинская (1872-1971). Современники описывали её как невысокую, хорошо сложенную, темноволосую, с узкой талией и сильными мускулистыми ногами. От этой женщины одновременно исходили энергия, женственность и огромное обаяние. В ней преобладали практицизм, сила воли и потрясающая работоспособность.

Но выдающаяся балерина прославилась не только своим сценическим мастерством. Она не менее известна тем, что завязывала романтические отношения с представителями дома Романовых. Но как так получилось, что женщина, которая по рождению не относилась к высшим слоям общества, попала на самый верх и вскружила головы великим князьям?

Балерина Матильда Кшесинская

Родилась Матильда (домашние называли её Маля) в обычной семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Феликс Кшесинский был по происхождению поляком. Окончил Варшавскую балетную школу. Был одним из ведущих танцовщиков Варшавы, но в 1853 году переехал в Санкт-Петербург, где продолжил выступать на балетной сцене.

Мать, Юлия Доминская вышла замуж за Кшесинского после смерти её первого мужа, танцовщика Леде. От первого брака имела 5-х детей. Во втором браке родила Юлию, Иосифа и Матильду. Эти трое детей связали свою судьбу с балетом. На сцене Юлию называли Кшесинская 1-я, а Матильда соответственно была Кшесинская 2-я.

Матильда в 1890 году окончила Императорское театральное училище. На тот момент ей было 17 лет, и на выпускном спектакле присутствовал император Александр III со своей семьёй. После окончания танцев именно император пригласил Матильду сесть за стол рядом с ним. Но вовсе не потому, что именно эта балерина ему больше всех понравилась. Просто существовала такая традиция, что на праздничном обеде между членами императорской фамилии должны были сидеть балерины.

И опять же, не любые балерины, а те, которых рекомендовал директор училища. В данном случае он порекомендовал Матильду, и девушка за праздничным столом оказалась между Александром III и наследником престола цесаревичем Николаем.

Впоследствии Кшесинская в своих мемуарах написала, что влюбилась в цесаревича с первого взгляда. После этого всячески старалась встретить его как будто случайно. Она прогуливалась в тех же местах, где и наследник, и старалась всякий раз «абсолютно случайно» столкнуться с ним в театре. Такая целеустремлённость привела к романтическим отношениям, которые длились с 1890 по 1894 годы.

В детстве Матильда Кшесинская получила хорошее и строгое воспитание. Поэтому девушка вступила во взрослую жизнь скромной, разумной, но роман с цесаревичем даже её отца настроил на практичный лад. Он позволил дочери переехать в особняк на Английской набережной. Там Маля жила и тайно встречалась с Ники. Последний приезжал к своей возлюбленной под псевдонимом гусар Волков.

Впоследствии поговаривали, что Маля забеременела от наследника, но потеряла ребёнка, когда её карета опрокинулась на мосту. А счастье любовной пары закончилось, когда Николаю пришло время жениться на женщине равной ему по происхождению. Он сделал предложение руки и сердца Алисе Гессенской, и после этого о романе на стороне уже не могло быть и речи.

Но Николай не мог просто так бросить женщину, в которую когда-то был влюблён. Он попросил своего родственника, великого князя Сергея Михайловича опекать балерину. Эта опека со временем трансформировалась в роман. Увлечение было таким сильным, что великий князь купил Матильде дачу в Стрельне. Там она в 1902 году родила мальчика и назвала его Владимиром Сергеевичем.

Матильда Кшесинская и её сын Владимир

Сергей Михайлович даже хотел жениться на Мале, но предложение поступило слишком поздно. Кшесинская влюбилась в другого великого князя, Андрея Владимировича. Впоследствии в своих мемуарах она утверждала, что сын Владимир родился именно от Андрея. И одна интересная закономерность: почему-то балерина всегда влюблялась в представителей рода Романовых. Возможно все эти люди обладали схожими качествами, которые и привлекали Матильду. А вот у других мужчин такого внутреннего содержания не было.

А что же карьера на балетной сцене? Здесь у балерины в профессиональном плане всё было хорошо. Завистники, конечно, поговаривали, что её успех напрямую связан с высокими покровителями. Но это было не так. Женщина работала до седьмого пота, чтобы стать лучшей среди своих коллег. Благодаря упорному труду она стала прима-балериной, то есть танцовщицей высшей квалификации. Танцевала на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы.

На высочайший профессионализм Матильды указывает хотя бы тот факт, что она первой из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд. До неё подобное удавалось только отдельным итальянским балеринам. В 1904 году Кшесинская из театра уволилась и начала выступать в нём на контрактной основе. За одно выступление её платили 500 рублей, а позднее стали платить 750. Деньги по тем временам очень приличные.

Успешная жизнь и профессиональная карьера закончились в 1917 году. Всё смешала революция в России. Матильда Кшесинская потеряла свой роскошный особняк на Большой дворянской улице, неосмотрительно покинув его во время февральской революции. Осталась также и без дачи, подаренной ей в 1902 году.

Несколько месяцев она жила у родственников. В это же время встретилась с великим князем Сергеем Михайловичем, которого лишили всех должностей. Именно тогда он предложил ей руку и сердце. Но балерина отказалась, так как испытывала сильные чувства к Андрею Владимировичу. Тот находился в Кисловодске, и Маля уехала к нему, взяв с собой сына. А вот судьба оставшегося в Петрограде Сергея Михайловича сложилась трагически. Он был расстрелян в 1918 году и попал в число Алапаевских мучеников.

В Кисловодске Андрей Владимирович, его родственники и Кшесинская долго не задержались. Там стало неспокойно и пришлось через Анапу и Туапсе добираться до Новороссийска. Целых полтора месяца жили в железнодорожных вагонах, так как вокруг свирепствовали испанка и тиф. Всего беженцев было около 100 человек. Это были представители дома Романовых и другие знатные люди.

Матильда Кшесинская и её муж великий князь Андрей Владимирович (Париж, эмиграция, начало 50-х годов XX века)

Мытарства закончились только в феврале 1920 года, когда беженцы сели на пароход и отплыли в Константинополь, где получили французские визы. С ними Кшесинская с сыном и Андреем Владимировичем добрались до Лазурного берега, где у балерины имелась своя вилла. В январе 1921 года Матильда Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович сочетались морганатическим браком. При этом новоявленный супруг усыновил Владимира. В 1925 году Матильда отказалась от католичества, приняла православие и взяла имя Мария.

В 1924 году великий князь Кирилл Владимирович был провозглашён императором Кириллом I. Реальной власти он не имел, так как находился в эмиграции, но в 1926 году сделал Кшесинскую княгиней Красинской, так как по семейному преданию отец балерины был из этого рода.

В 1929 году Матильда с мужем перебрались в Париж. Там Маля организовала балетную студия, где стала преподавать. Последний раз вышла на балетную сцену в возрасте 64 лет и была в отличной форме. Супруг её занимался общественной деятельностью. Он председательствовал в союзе гвардейских офицеров. Умер Андрей Владимирович в 1956 году в Париже в возрасте 77 лет.

Могила Кшесинской, её мужа Андрея Владимировича и сына Владимира

Жена не дожила до 100 лет всего 9 месяцев. Скончалась великая балерина 6 декабря 1971 года в Париже. Похоронили её на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем. В эту же могилу в 1974 году захоронили и сына Владимира. Тот с 1935 года имел титул – светлейший князь Романовский-Красинский.

В заключении следует отметить, что до конца своих дней Матильда Кшесинская оставалась элегантной и стильной. Держала себя в отличной форме и была образцом для подражания. Этой женщиной искренне восхищались все те, кто её хорошо знал. В 1960 году увидели свет её мемуары. Издали их в Париже, а в России они были напечатаны в 1992 году.

Виталий Звонкий